Поэтов беспричинно не стоит поносить...
Что и говорить, очень любопытно узнавать о людях что-нибудь новенькое. Очень многие исполнители в течение длительного времени работающие в определенном стиле, начинают примелькиваться. У них возникают свойственные им штампы, какие-то наработки. В своем кругу их хорошо знают, но и только. Когда же эти рамки раздвигаются, то пред нами возникает очень интересная картина: как правило, получаются очень любопытные вещи, все попытки слушаются с непрестанным вниманием.
Когда мне неделю назад сказали, что в "Светлом прошлом" будут выступать Валитовы, я порадовался, так как давно их не было слышно. Но когда выдали секретную информацию, что будет петься только лирика, я невольно удивился. Рафаэль и Маша Валитовы давно и прочно заняли свою нишу в челябинской авторской песне: они авторы-исполнители детских песен. Некоторые считают, что это слишком легкомысленное занятие, но я так не считаю. Петь для детей ≈ дело благородное и благодарное, поскольку дети самая слушающая публика.
Наступил день концерта, и я направил свои стопы в бард-кафе "Светлое прошлое"┘
Я даже не успел заметить того момента, когда Рафаэль и Маша перестали настраиваться и стали петь программу (уж больно хорошо они репетировали, всем бы так). Выступление началось с исполнения песен авторов, принадлежащих к "первой волне" авторской песни: Визбора, Окуджавы. Затем плавно потекли негромкие сухановские песни, глубоко лиричные творения Мищуков. Но основой всего этого отделения были два автора: Окуджава и Визбор. И знаете, хоть эти песни несколько затасканы в последнее время (немало в этом "благородном" деле поспособствовали "Песни нашего века"), но в исполнении Валитовых это были те самые песни, которые я знал с детства. У Рафаэля и Маши абсолютно нет снобизма по отношению к песне, они живут тем, что поют.
Второе отделение, в отличие от первого, было авторским. Валитовы пели песни, автором которых является Рафаэль. Боже мой, удивлению моему не было предела, когда я стал узнавать песню за песней. И тут-то я понял, что Рафаэль и Маша настолько сжились с комическим амплуа, что на серьезные песни обычно и не обращаешь внимания. А стоило бы┘
Великолепная песня "Музыкантишка", аранжированная в духе средневековья меня просто покорила. Дело даже не столь в тексте, хотя текст безусловно прелестный, а в музыке. Музыке, напоминающей легкого, порхающего Моцарта и задумчивого Бетховена. Для меня это стало серьезным открытием. Оказалось, что Валитовы претендуют на нечто большее, чем обычные певцы для детишек.
Все время, сколько я знаю Рафаэля, я непрестанно задавался вопросом: "Кто является автором стихов?" Уж больно они стилизованные под ирландско-шотландскую поэзию. К моей вящей радости оказалось, что тексты пишет все-таки Рафаэль, а не какой-нибудь буржуйский поэт в переводе Маршака. Так что, большую часть концерта я сидел и наслаждался приятными стихами.
Хочу предаться щенячьему восторгу от Марии Валитовой. Человек, который живет в песне ≈ это такая редкость. Но Маша именно такой человек. Приятный голос, очень органичные руки, которые время от времени подчеркивают какую-либо краску в песне. Обаяния ≈ море. Ослепительная улыбка и лучистые глаза, в которых Маша ≈ вся. Мария Валитова абсолютно равноправный участник дуэта. И пускай ее роль скромна (накладывать различные мелодические узоры поверх партии Рафаэля), но без Маши я просто не представляю этот замечательный дуэт.
Как это ни странно, но этот концерт состоял из трех частей-отделений. В третьем (и последнем) отделении прозвучали столь любимые всеми детские песни, которые публика приняла очень благожелательно и тепло.
Хочется отметить тот факт, что Рафаэль ≈ человек очень деятельный, и благодаря его стараниям, 31 марта состоится детско-юношеский фестиваль авторской песни "Поющие дворы". Приходите, будет хорошо.
А также приходите в замечательное бард-кафе "Светлое прошлое", которое гостеприимно распахнет перед вами двери.
Alex McILove