Я понимаю крик души, но не приемлю крика голосовых связок
После Ильменского фестиваля в Челябинске состоялся концерт любимого мною автора -- Раисы Нурмухаметовой. Я не удержался и взял у нее интервью.
О Рае писать много - это грех. Ее нужно слушать и слышать. Можно только позавидовать тем людям, которые попали на ее концерт, который прошел в клубе-кафе "Светлое прошлое".
Представьте: был теплый июньский вечер, мы стояли на улице под снежным пухом тополей и говорили...
Раечка, только что прошел Ильменский фестиваль. Как ты оцениваешь Ильменку 2000 года?
Прошедшая Ильменка была удачной. Вообще, Уральский регион всегда был очень сильным в плане авторской песни: здесь столько хороших авторов, столько замечательных исполнителей. Так что, есть что слушать, но единственное, что я бы сделала на месте организаторов -- это выбор одного лауреата. И не потому, что все дело в деньги упирается или еще что-то... Нет, нет... Просто, во-первых, настоящие лауреаты -- это большой дефицит. Поэтому, можно по пальцам назвать тех, кто действительно может считаться лауреатом, таким, который пойдет дальше в люди и за какого будет не стыдно. А во-вторых, фестиваль растет, число победителей тоже в итоге растет. Причем пропорционально от числа народа на фестивале, а не пропорционально качеству исполнения или авторства. Так что я бы пошла другим путем. Это не минус, но это беда, по-моему, любого большого фестиваля. На подобных гигантских площадках за кадром остается очень много талантливых ребят.
Коли речь зашла о лауреатах... Лауреатом и победителем, каких фестивалей и конкурсов ты являешься?
Я лауреат Грушинского и Ильменского фестивалей. Лауреат множества региональных фестивалей рангом пониже, но это, наверное, не считается. Если конкретнее, то Нефтеюганского, Уфимского и других известных в пределах области или небольшого региона. А! Еще я дипломант "Петербургского аккорда" и лауреат "Московских окон". Опять же, повторюсь: любой фестиваль -- это просто трамплин для того, чтобы взлететь автору. Я благодарна судьбе за то, что Грушинский фестиваль, такая большая единица, приняла меня в свою компанию. Но мне обидно, когда я вижу сколько хороших ребят-лауреатов некоронованных ходит.
Ты заговорила про "Московские окна". А что из твоих московских окон видно? Ведь тыже новоиспеченная москвичка!? Как она, Москва?
Москва -- это очень интересный город, творческий. Правильно Михаил Вейцкин сказал: "В Москве даже витрины воспитывают". Понимаешь, даже витрины. Конечно, культура, уровень, планка какая-то. Мне очень сложно сказать, как на мне отражается все это. Могу сказать, что никак, но это будет неправдой. Когда я раньше приезжала в Москву, то мне казалось, что на московских улицах пишутся песни. То есть идешь и сочиняешь. Энергетика там такая.
В последнее время песни сочиняются? На концерте я услышал всего две новые вещи...
Нет, в данный момент не сочиняются. Какие-то песни лежат незаконченные, наверное, позже, я их и доделаю, но... Я стала строже относится к тому, что я делаю и пишу. Намного строже. Если раньше я могла написать какую-то строчку, то сейчас я ее не выпускаю из себя, если она неудачная.
То есть, если я правильно понял, третья кассета в далеких-далеких планах?
Да, наверное. Кто его знает, может быть "Избранное" пора выпускать?! Кто его знает! Я пока не могу сказать точно -- все слишком сложно.
Рая, как ты относишься к тому, что твои песни усиленно распевает молодежь?
Мне нравится. Особенно, когда хорошо поют, когда хорошо владеют гитарой, когда то что я написала -- воплощается.
У тебя есть "гитарное" образование?
Нет, конкретно "гитарного" -- нет. Я закончила Училище Искусств в Уфе (которое позже закончила Земфира -- прим. Алекса), перед этим была музыкальная школа по классу фортепиано. В Училище я училась на Хорово-Дирижерском отделении. А гитара пришла просто, сама по себе. А на гитаре я начала играть, потом учиться и попала в ВИА. Но в ансамбле играла не на гитаре, а на электрооргане "Ионика" -- такая зеленая квакушка была с маленькими клавишами. Вот на ней-то я и играла, а среда в это время обучала. В том числе и игре на гитаре.
Нравятся ли тебе те новые веяния, тенденции, что появились недавно в АП?
Да я и не знаю, что творится. Ты знаешь, каждый выбирает для себя, ведь. Я видела фестивали, где, действительно, авангардная песня идет. Я ее не принимаю и она меня тоже. Я просто стала более взрослой и мудрой. Мне очень хочется, чтобы в песнях был смысл, чтобы в них звучал, в первую очередь, человеческий голос. Чтобы не было напряга, чтобы это был не крик. Я понимаю крик души, но не приемлю крика голосовых связок. Мне хочется хорошей песни и я везде ее ищу.
Как складываются твои отношения с московскими авторами и исполнителями АП?
Мы в очень прекрасных отношениях с Дмитрием Антоновичем Сухаревым (Сахаровым). Видимся, правда, редко. Да в Москве часто и не получится. С Сергеем Никитиным мы видимся, общаемся. У меня была пара совместных концертов с Сергеем Яковлевичем в "Гнезде Глухаря". Вообще, мне кажется со всеми, по крайней мере, со многими. Но не так, чтобы конкретно на кухне встретится, а все больше по творчеству, по концертам и выступлениям пересекаемся. На кухне мы с Ларисой Брохман встречаемся. И это все на фоне дружбы: нормальной, человеческой.
Александр Выростков
Материалы распространению не подлежат. Для использования в своих целях требуется уведомление автора.