"Люди будущего и без будущего..."
Здравствуйте люди мои дорогие!
Как гласит народная мудрость: "Каждая палка о двух концах". Да и у медали две стороны, и плохое противопоставляет себя добру. На этом-то и построена теория Эйнштейна: все относительно. Когда человеку исполняется двадцать пять лет, о нем говорят: "Молодой человек". Можно ли назвать фестиваль, порядковый номер которого 25? Скорее всего, нет. А ведь именно такой юбилейный фестиваль состоялся на Ильменском озере, что близ Миасса...
Вот такое небольшое вступление. Все, что вы прочтете далее исключительно личное мнение одного человека. Оно может совпадать с вашим, может не совпадать, но, тем не менее... Я садился писать с двояким чувством: "Что же писать?" Напишешь ура-патриотический очерк погрешишь против истины. Нести чернуху в массы? Мне кажется, что и это неверно. Хорошего на фестивале очень много. Что получилось из такого совмещения судить вам. Помолясь начнем.
Негорюющие и горящие...
Хочется начать с того, ради чего фестиваль задуман. Песня вот первооснова, несущая сила фестиваля. То, что на фестивале традиционно можно услышать авторскую песню привыкли, пожалуй, все. У костров поют все! Начиная от песен безызвестного Васи Пупкина заканчивая Окуджавой, Визбором и прочими представителями высшего сословия в нашей Песне. В последние годы наметилась тенденция "рокировки". Приезжающие на фестиваль неформальные объединения не могли не привнести в Песню своих интонаций, авторов и стиля жизни. Но это ничего Макаревич очень любит петь "стихи Булата", рокеры уже делали проекты, посвященные бардам ("Странные скачки" памяти В. С. Высоцкого тому яркий пример). Плохо то, что люди на фестивали стали приезжать с кассетниками и радиоприемниками. То, что льется из них мы можем без труда наблюдать в реальной жизни. Идя по фестивальной тропе можно услышать все многообразие популярной современной музыки. А это, согласитесь, не очень-то совпадает с тем, каким этот фестиваль хотели бы видеть поклонники авторской песни.
Исходя из того, какая музыка звучит можно с закрытыми глазами судить о контингенте. Если открыть глаза, как правило, предположения оказываются истиной.
Небольшой наглядный пример. За последние годы стало доброй традицией практически всем фестивалем собираться на Поляне на все основные действа (конкурсный и лауреатский концерты, "Звездопад" и обязательное выступление Олега Григорьевича Митяева). Что люди делают на этих концертах, как вы думаете? Слушают, чувствуя себя единой массой? Как же! На поляне происходит свой праздник День святого Бахуса. Все пьют и заедают заботливо прикупленными на Ильменском Арбате шашлыками и прочими ароматными закусками. Если спросить после лауреатского концерта имена победивших, то в лучшем случае можно услышать одно имя, в худшем нарваться и быть посланным. Конечно же, я не говорю обо всех. Есть на Поляне и такие, которые плача стоят, подпевая "Возьмемся за руки, друзья!" Булата Шалвовича. Их много, но интеллигентный человек тем и отличается от обывателя, что он не ярок внешне, не эпатажен.
Понимающие и мечтающие...
Публика не любит Настоящее. Ей подавай веселье, разухабистость и хитовость. Человека с умной и доброй песней можно и освистать, он же сам, по природе своей, добрый тем же не ответит. Боже, как часто это случается на Поляне во время кассовых концертов!
Что же делать таким людям? Куда бежать, где искать свою публику? Слава Богу, есть и такое место на Ильменке это Лесная площадка, вотчина КСП "Моримоша" (г. Челябинск). Создатели ее всегда подчеркивают, что это не альтернативная площадка, не противовес главной сцене, но получается именно так. Лесная площадка место, где можно самовыразиться, послушать удивительные по своей силе и чувствам песни, пообщаться с авторами у костра "под чаек", который моримошинцы под чутким руководством координатора ЛП Евгения Горбунова вам предложат. И что тут только не происходит! "Балаган" с его весельем и беззаботностью, концерт памяти ушедших от нас бардов, на котором люди поминают и поминаются песней, концерт ролевой песни, о которой так много споров, авторские концерты, блоки "КСП-визитка". Да много чего. Для Ильменского фестиваля Лесная площадка стала тем, чем для Грушинского фестиваля является Второй канал. Что интересно, любители жанра между концертами на Главной сцене и на Лесной площадке, выбирают последнюю. На ЛП не приглашаются мэтры ранга Митяева и Гарина, может в этом и секрет того, что этот островок в море безумной радости и отрыва остается прибежищем для последних из могикан. Хочется сказать огромное спасибо идейному вдохновителя (так, по крайней мере, кажется со стороны) Ирине Батаниной, человеку, который в течение года живет тем, какой в следующем году будет ЛП, придумывает новые оригинальные формы.
Говорящие и молчащие...
Новшеством года стало воскрешение Детской республики. Не все получилось как было задумано, но даже то, что получилось вызывает восхищение людьми, которые взялись за такую великую и человеческую миссию: воспитание. Прекрасные педагоги учили детей, тому чему нынче перестали учить: быть товарищами, любить других, бережно относится к природе. А заодно любить и чувствовать Песню. В этом благородном начинании им старались помочь все отказников не было. Любимцы публики Лариса Брохман и Юрий Харченко веселили детишек, Николай Старченков и Леонид Мараков показывали высокий класс исполнительского мастерства, дуэт "Александрия" учил с детьми старые добрые песни. Внеплановые мастерские провел авторитетный челябинец Михаил Богуславский. Не могу скрыть от читателя имя человека, на чьих плечах лежала забота по работе Детской республики: Нелли Бубенкова, чрезвычайно известная в Челябинске (и не только) фигура в авторской песне.
Вернемся к тому, ради чего задумывался фестиваль: найти и выявить новые имена, то бишь, далее речь пойдет о прослушиваниях. По официальной статистике на предварительное прослушивание поступило 149 заявок из десятков городов России. Из этого числа были выбраны 17 заявок, а это значит, что конкурсный концерт состоял из 17 участников. Если честно, то концерт показался несколько скучным, тем более, как член оргкомитета, я знал о закулисной стороне дела. Обидно одно: было обещано, что конкурсный концерт будет увеличен на полчаса (для справки: в предыдущие годы на конкурсном концерте были представлены от 25 до 35 участников). Лауреатами фестиваля стали Ольга Демчук (автор-исполнитель) и Ольга Шаршина (исполнитель), среди дуэтов и ансамблей лауреатов не было.
А судьи кто? Было весьма обидно, что из маститых авторов никого не было (финансы поют авторскую песню). Почетными гостями фестиваля были дуэт "Мастер Гриша" (Борис Кинер и Михаил Цитриняк), Вячеслав Ковалев и Сергей Григорьев, Макс Иванов. Председателем жюри был Борис Есипов художественный руководитель Грушинского фестиваля. Можно ли делать на основании этих строк какие-либо выводы? Можно! Ведущие барды стоят слишком дорого, Ильменка их позволить себе не может. Да, Кинер и Цитриняк это замечательно, но они в первую очередь актеры, а не барды. И при всей моей любви, Слава Ковалев это не Городницкий, Берковский или Никитин. Показательный пример: не смогли пригласить Дмитрия Бикчентаева, который за работу просит не столь и дорого (сколько не так уж важно). Катастрофически не хватает денежных средств, этому даже не смог помочь фонд им. О. Г. Митяева. Просто поразительно юбилейная Ильменка и ни одной большой Звезды :-( Но есть фейерверк, на который вся масса смотрит с радостью во взоре, а старожилы говорят, что лучше бы на эти деньги сделали что-нибудь полезное, например наняли еще милицию.
Нелетающие и летающие...
Проблема преступности стала потихоньку теряться среди ураганов, наводнений и бытового терроризма. Ильменка оказывается срезом, на котором, подобно годовым кольцам, виден весь рецидив нового времени. Небольшая цитата: "По данным на утро 11 июня, УВД города Миасса расценивает обстановку на фестивале как достаточно спокойную. Покой участников фестиваля охраняли сотрудники миасской милиции, так и вневедомственной охраны УралАЗа. Почти все обращения в органы правопорядка - по поводу краж вещей из палаток и на территории фестиваля". Это выдержка из официального документа. Да только у моих знакомых было изъято такое количество личных вещей, что если их продать, я мог бы год безбедно существовать. Как говорится: "Богатый бедного не разумеет". Откуда знать людям, которые живут в гостевых лагерях и на базе, что творится по ночам на задворках фестиваля?! Как режут палатки, как уносят рюкзаки и прочие личные вещи при спящих в палатках людях, как бьются "стенка на стенку" с применением подручных средств (запасливо вырубленных шестов и топоров), как девушки исходят слезами оттого, что один из подонков решил просто позабавиться. Я не хочу сказать, что Ильменка это притон, но думается, что официальные сводки они на то и официальные, чтобы было чем отчитаться.
Материал для раздумий: на последней пресс-конференции один из представителей челябинских ВУЗов спросил: "Может перенести Ильменский фестиваль на другое место? Такое уже практиковалось. Туда будут ездить только те, кто любит песню! Хвостов не будет!" Последовал ответ: "А как же быть с налаженным бытом? Там нет ни электричества, ни воды". Что это? Привычка, не желание упускать власть из собственных рук, выгоду? Не пойму, может быть, кто разъяснит?
В юности, видимо, все однозначней,
К старости, видимо, меньше удачи.
Вернемся же к песне. По правде сказать, на основной площадке фестиваля тоже хватало интересных событий. Традиционные "Поют туристята", "Наша смена" собирали ИМЕННО слушающий народ. Дети показывали высокий уровень исполнительского мастерства, а взрослые благодарно слушали и награждали аплодисментами понравившихся ребятишек. "Ильменские гвозди" на то они и гвозди, чтобы быть одним из главных событий на фестивале. Тут отличилось трио "Зеленая лампа". Такие раскаты смеха вряд ли где можно было услышать (вспоминая, обнаружил в своей памяти что аналогом "Зеленой лампы" на Лесной площадке был Петр Федчун, которого на "Балагане" публика просто не хотела отпускать).
Ильменский фестиваль уже как четыре года носит печать траура. В 1997 году на Ильменке объявили: "Умер Булат Окуджава". Я помню тем мгновения, когда крепкие мужики заливались слезами, потому что с уходом Булата Шалвовича окончилась определенная эпоха для этих людей. С тех пор каждый год проводятся вечера памяти Окуджавы. В этом году концерт памяти Окуджавы не собрал большой Поляны, но это и хорошо. Зато там были все свои. Я был одним из немногих выступающих на этом грустном концерте, потому свидетельствую: пели хором. Пели так, как будто на дворе не XXI век, а середина 80 годов прошлого столетия. Спасибо, люди, что помните Маэстро!
Каждый решает, каким ему быть.
Каждый решает, кем ему стать,
Ножками топать, иль в небе летать.
Ну, и конечно же не обошелся фестиваль без Ильменской звезды Олега Григорьевича Митяева. Лично мне не хватило терпения проталкиваться сквозь толпу, дабы лицезреть его лик. Я просто сел в сторонке и слушал. Слушал и восхищался. Восхищался тем, как умеет Олег Григорьевич владеть толпой, заставлять ее делать то, что он хочет. Хочет "Лето это маленькая жизнь" все поют не жалея глотки. Хочет "То березка, то рябинка" Кабалевского у всех наворачивается скупая слеза ностальгии и выводится рулада: "Где найдё-о-ошь ещё-о-о-о тако-о-о-о-ой!" Поразительный артист! Кроме Митяева, сердцами и умами Поляны завладел и Юрий Гарин (тоже, кстати, бывший челябинец, нынешний москвич). Именно из его песни и взяты заголовок и цитаты.
А главное в жизни, поверьте, надежда.
Цель и надежда, а не одежда...
На этом, я считаю, стоит подвести итоги. Двадцать пятый Ильменский фестиваль состоялся. Как было официально заявлено, в следующем году будет новый. Будут новые авторы и исполнители, будут новые встречи и разлуки. Снова будет развеваться на ветру парус Ильмен. О Боже, как бы хотелось, чтобы поменьше было публики, которая приезжает на фестиваль лишь затем, чтобы напиться и побить морды, как же хочется, чтобы люди были человечнее, песни добрее!
Alex McILove