Петр Старцев должен стать известным российским эстрадным певцом
26 июля в стенах известного бард-кафе "Светлое прошлое" прошло выступление нашего бывшего земляка, ныне известного самарского барда Петра Старцева.
Немножко об этапах большого пути. Где родился-женился?
Родился в Свердловске 1960 году 16 июля. Закончил школу, потом приехал в Челябинск, поступил в институт физкультуры, потому что здесь готовили мастеров спорта по спортивному ориентированию. Раньше мы ездили "на картошку", там я познакомился с Олегом Митяевым, который учился на курс старше. Олег меня попросил песню какую-то выучить, а потом привел меня в клуб "Моримоша". Перед Ильменским фестивалем мы выучили единственную песню. Кажется, это были боковские "Семеро у костра". Нам сказали: "Хорошо звучите". Действительно нам повезло, так как по тембрам у нас с Олегом очень хорошо подходили голоса, сливались очень здорово. Это очень редкий случай, я так думаю. Вообще, в истории авторской песни было всего три хороших исполнительских дуэта: Боков-Муравьев (г. Казань), Брунов-Вахратимов (г. С.-Петербург) и Митяев-Старцев (г. Челябинск).
А как же остальные дуэты? Мищуки, Иващенко-Васильев ("Иваси")?
Ну, Мищуки, "Иваси" -- они авторские дуэты, не исполнительские. Как авторские дуэты -- молодцы, у меня вопросов нет к ним никаких.
С чего пришла к вам известность?
В 1979 году мы впервые приехали на Ильменку, получили специальный приз "За романтическое исполнение песни", лауреатами не стали и не попали тогда на Грушинский фестиваль, который потом закрылся. И в 1980 году опять не стали лауреатами. Но после этого за нас взялся Миша Вейцкин, наш режиссер, который и "Мультиков" выводил в люди, и Лену Щибрикову. Мы тоже хотели работать, мы же были еще и спортсмены, добавлялся спортивный интерес: ну, как же это так, мы будем последними!?" После этого началась уже определенная концертная деятельность, Олег 1986 году уехал жить в Сосновые горки, потом пошел в филармонию. Он мне предложил тогда, но я не согласился. А в свое время я его уговаривал петь, он не хотел петь, говорил: "Да нужно прекращать это дело! Я хочу стать хорошим тренером!" И он ушел, поскольку среди гастролей, поездок, времени на репетиции просто не оставалось. Я же продолжал петь сам как исполнитель. В 1987 году мы успешно съездили на возрожденный Грушинский фестиваль, где челябинская делегация оставила о себе незабываемые впечатления, получила очень много первых мест. В Челябинске в те годы существовал настолько хороший потенциал, что все стали лауреатами. "Моримоша" в те годы был очень сильным, мощным клубом. Вообще, в Челябинске тогда существовало два основных клуба: "Макушка" (общежитие ЧПИ) и областной клуб "Моримоша". Было и творческое соперничество, но и дружили. Но самое главное, что и Коля Якимов, и Маша Митяева, и Юра Гарин, Лена Щибрикова, мы с Олегом, "Мультики" -- никто не пропал, все поют до сих пор. Очень мощная волна прошла в Челябинске тогда, очень мощная когорта, достаточно хорошая, я думаю, что это было очень здорово, на самом деле.
Сейчас все это тоже продолжается, но: Михаил Вейцкин уехал. Силы-то есть, но некому работать с этими силами.
А как же Богуславский?
Богуславский -- это не Вейцкин. Миша Вейцкин закончил актерское училище, филологический факультет пединститута и музыкальное училище -- три кита. Он мыслит совершенно по-другому, поперек. Он умеет найти такие ходы оригинальные , что я никогда бы такого не сумел придумать. В этом году он был на Грушинском фестивале и приложил свою мастерскую руку к концерту. И, наконец-то, впервые за пять лет концерт стал отличаться от предыдущих. Раньше складывалось такое ощущение, что это одна бесконечно перематываемая видеопленка.
Расскажи о студийной работе, насколько я знаю, выпущено уже два студийных диска?
В 1991 году я впервые попал в студию. Нашел студию в Самаре и в 1992 году, тогда еще никто этого не делал, а я уже начал писать эстрадные аранжировки, обрабатывать песни.
Почему аранжировки, а не живая гитара?
Понимаешь, в чем дело: Гитара и голос -- это классика, но захотелось расширить как-нибудь эти рамки. Не знаю, почему судьба меня вела по этому пути, но тяготел я всегда к оркестровкам. В 1992 году были записаны первые пять песен, после этого был перерыв в пять лет. В 1997 году был записан диск "Не печалься, любимая". Потом наступил весьма странный момент, я работал директором медицинской фирмы, но всегда судьба выводила меня на эту дорожку, к песне. Два последних года я на Грушинском фестивале был, но не принимал участия. Мне стало скучно. Я решил, что всех я знаю, все песни я знаю. Но после прошлогоднего фестиваля меня пригласил редактор местного отделения "Новой газеты" Сергей Кустожиев на концерт-акцию. Вот тогда-то случилось любопытное явление. Количество переросло в качество. Молчание благотворно повлияло потому, что я наконец-то понял, что мне нужно делать. Я начал запись своего нового диска, который называется "Прошедшее знакомое". У вас есть кафе "Светлое прошлое", а строчка-то из той же песни. В этот диск вошли песни, которые я любил и люблю много лет, но по каким-то причинам не мог исполнять на концертах. Например, на диске есть французская песня, я бы даже сказал французская мелодия. Понятно, что ее нужно исполнять в сопровождении аккордеона. Кстати, на диске партию аккордеона играет Сергей Войтенко (г. Самара), один из лучших аккордеонистов мира.
Почему ты уехал из Челябинска?
В 1991 году я уехал из Челябинска в Самару. Почему? Потому, что была плохая экология. Да дело даже не в экологии Я почувствовал, что в Челябинске все закончилось в творческом плане: концертов меньше стало, все организаторы стали постепенно уходить от дел, и мне стало не хватать чего-то. А в Самаре был хороший Грушинский клуб, да и жена у меня была родом из Самары. Поэтому я ей предложил: "Давай переедем в Самару". При переезде я не испытал никакого шока. Обычно говорят, что при переездах что-то теряется. А там же была масса друзей!
Что для Старцева сейчас самое важное в жизни?
Сейчас передо мной стоит главная задача -- доехать до Москвы. Есть определенные наработки, друзей же много, много людей, которые мне помогают -- и это очень здорово. Я отослал кассету в один продюссерский центр. Я решил пойти по этому пути. То есть, через два года, которые я отвел себе для этого, Петр Старцев должен стать известным российским эстрадным певцом. Бардовская песня останется, никуда не денется, я буду выступать, приезжать на фестивали. Мне интересно стать эстрадным певцом. Но не попсовиком -- это понятно. Основная задача -- занять свою нишу. Я думаю, что мне это удастся потому, что все барды идут по этому пути. Мне на фестивале подарили кучу дисков. Только ленивый не поет в сопровождении аранжировки. И правильно! Мне кажется, это здорово потому, что попсовики уже осточертели. Надоели все эти белки-стрелки. И постепенно начинают на эстраде появляться бардовские песни. И это хорошо! Ведь раньше был Марк Бернес, Леонид Утесов, Клавдия Шульженко. Они же пели на эстраде, но какие чудные песни. А то, что происходит в последние годы на эстраде -- это какой-то кошмар, определенный дебилизм, снижение уровня настолько: Так нельзя! Я не против попсы, но пускай существует и другое. А у нас же перекос полный. Я считаю, что музыка -- это не только заколачивание бабок, но и что-то другое. Поэтому я считаю, что рывок в Москве должен получиться, по крайней мере, я должен сделать эту попытку, иначе я все оставшиеся годы буду об этом жалеть.
На XVIII Грушинском фестивале состоялась презентация нового проекта, в состав которого входил и Петр Старцев.
Вышел проект "Песни нашего века". Я подумал: "Почему бы нам и в Самаре не сделать подобное?" На Грушинском фестивале такая масса хороших песен поется, накоплено за прошедшие годы. У диска рабочее название "Любимые песни фестиваля им. Валерия Грушина". Кстати, у меня есть единственный шанс, когда могу заявить в средствах массовой информации для всех журналистов, которые не знают нашу терминологию. Очень часто Грушинский фестиваль называют "Груша". Груша -- это дерево, на котором растут груши. А фестиваль или Грушинский, или имени Валерия Грушина. Все-таки, он посвящен человеку, который погиб, но не дал утонуть детям. Не оскорбляйте чувств близких и любящих Валеру людей. Итак, про хор. Я собрал хор Самарских бардов. Кто-то известный, например, Боря Есипов, автор "Маленькой баллады о большом Человеке", Ира Вольдман -- лауреат многих фестивалей, Миша Вольдман, ее муж. Потом, Саша Котляров, Юра Карпов из Челябинска-70, который переехал в сентябре в Самару. Пока мы записали пять песен, больше не успели, потому что нам отказали в помещении студии в Грушинском клубе. И пока искали помещение, прошло три месяца, я почувствовал, что мы не успеваем. Жалко, а то бы уже сейчас вышел диск. Сначала все к этой затее относились очень скептически, а в процессе репетиций все воодушевились, стали посещать репетиции. Все по этому очень соскучились, давно не пели так, чтобы все вместе. У нас царила настолько хорошая атмосфера, доброжелательная, что произошло соединение душ. Я считаю, что так Бог ведет. Мы открывали фестиваль, дали два концерта на Грушинском фестивале. Я думаю, что к зимнему Грушинскому фестивалю мы должны успеть записать первый диск, в который войдет 15 песен. Хотелось бы надеяться, что и не последний. Музыкально он будет оформлен без излишних наворотов: гитара-бас, соло-гитара и десять человек. Записанные пять песен всем очень нравятся. Не хуже, чем "Песни нашего века". В этом году мы выпустили с Олегом Митяевым ретро-диск. Олег очень долго отказывался, говорил, что надо подумать. Но однажды я в Интернете увидел наши записи. Позвонил Олегу и сказал: "Ну и что теперь? Все уже опубликовано!" Олег невозмутимо отреагировал: "Вот теперь и нам пора выпускать". Но, слава Богу, мы выпустили запись. Я еще ее очень долго искал: Нет! Мы же ее прямо из Интернета и выкачали. Что интересно, ее уже и чистить не нужно было. Приятно, когда находятся неожиданные помощники. Это запись с концерта в Самаре 1987 года.
О, это очень известная пленка. Есть у многих любителей.
Ты знаешь, у нас так много утеряно архивов. Когда-то мы писались в "Центральном гастрономе" ("Большой" на площаде Революции). Там был ансамбль "Вариант", в свое время, у них была шикарная студия для того времени. Раньше мы не думали об этих записях, а теперь вон как все повернулось. В Самаре обратился по поводу архивных записей, мне сказали: "Петя, а это денег стоит". А они меня спрашивали, когда писали в ТО ВРЕМЯ?
Уж если задета эта песня, то позволь вопрос: "Как ты относишься к деятельности пиратов?"
Я спокойно отношусь к пиратству, поскольку Россия у нас такая страна, что некуда от этого не денешься. Это явление присутствует -- и все! Должно пройти определенное время, чтобы все вошло в какое-то цивилизованное русло. Тем более, что все артисты, в основном, зарабатывают на концертах, поэтому если пираты возьму меня популяризировать -- пускай. Пираты были, есть и будут. Олег, тот вообще, коллекционирует пиратские кассеты и диски. Я думаю, что ничего страшного в пиратстве нет, по крайней мере, для бардов. Денег много же не надо. Богатые сейчас уже наелись и стали свои деньги вкладывать в что-то нужное людям. Вот, горсад реконструируют у вас. Пусть строят для города.
Чем занимается в Самаре Петр Старцев?
Занимаюсь исключительно концертами, записями дисков. Это уже стало моей основной работой. Следующая цель -- Москва. Я не хочу переезжать в Москву -- все-таки дом и семья. Буду выезжать в Москву вахтовыми методами.
Свободное время поглощает семья. У нас на двоих с женой СЕМЬ детей. У нее трое своих, у меня трое своих от разных браков, и один общий недавно родился, всего семь месяцев. Есть шутка даже: "Как может быть так: у мужа четверо детей, у жены четверо, а всего семеро?" Так что, полон дом детей.
Что любишь читать, слушать?
Я вспоминаю, что когда только стала выходить "запретка", я так начитался! Очень люблю перечитывать Булгакова, а недавно Стивенсона перечитал. Смешно ведь, взрослый дядька читает юношеские книжки. А мне нравится. Фантастику хорошую люблю. Из классиков -- Стругацких, из молодых -- Лукьяненко. Пока не читал Пелевина потому, что вокруг него большая шумиха, а я этого не люблю. Например, "Сибирский цирюльник" я посмотрел через год после того, как он прошел в прокате. А потом посмотрел. Очень понравился, получил громадное удовольствие!
Из классической музыки я люблю Чайковского "Щелкунчик", Сверидова "Метель", Моцарт, как ни странно, всегда мне нравился. В эстраде я люблю творчество Аллы Борисовны, но это и понятно. Последние два года все говорят: "Земфира, Земфира!!!" Недавно послушал, очень интересно тетка поет:
Тетке-то двадцать с небольшим!
А у нас в Самаре всех называют тетя и дядя. Я сыну, например, говорю: "Дядя Миша, ты чего тут шалишь!" Из бардов, естественно, Юрий Иосифович Визбор, Никитин, Митяев, "Иваси", Мищуки. У каждого барда есть одна хорошая песня, если такая есть -- хорошо, нет -- значит будет. Среди рокеров предпочитаю "ДДТ", "Машину времени". Шевчук -- очень классный музыкант, очень хорошо умеет сделать и подать песню.
Есть много бардовских школ, есть ли у вас таковая и если нет, то хотелось бы иметь?
Я считаю, что создание своих школ -- это глупости. Дядя Дима Дихтер плодит таких же "дихторочков". Это повторение, в этом нет смысла. Если человек талантлив, то он пробъется и его услышат. Если нет у тебя таланта, то какими бы техническими возможностями ты не обладай, все равно у тебя ничего не получится. Яркий тому пример, я 25 июля вел в Самаре концерт, посвященный памяти Владимира Семеновича Высоцкого. Есть у нас там Юрий Самарский, у него блатные песни. Человек абсолютно не понимает, что четыре песни перед Джигурдой и после него еще вылезти, и петь под минус -- это перебор. Человек не понимает, что он делает. Народ говорит: "Зачем он опять-то вылез", а человек считает, что он великий. Это плохо. Всегда нужно чувствовать меру.
На Грушинском фестивале можно было увидеть нарядных девочек, которые ходили в майках с надписью "Петр Старцев". Это твой фан-клуб?
Нет, я просто сделал промоушн-компанию. С сентября появляются статьи в газетах, многие становятся информационными спонсорами. Естественно, что после выхода диска я сделал майки и значки с собой любимым. Нет, я не считаю себя великим, просто надо было показаться. Провести то, что сейчас принято называть PR-акцию. Правда, поначалу, некоторые организаторы были очень этим недовольны, но я считаю, что не стоит обращать внимания на непрошенных ханжей и критиков потому, что я никогда Грушинский клуб ни о чем не просил, никогда Грушинский клуб никакому барду не помог выбраться куда-либо. Ну, концерты -- это понятно. Надо бы им радоваться за меня, что я пытаюсь "раскрутиться". Я директору фестиваля, Лешке Раденко: "Леш, не мешайте мне. Я же потом, если стану знаменитым, буду работать, я же вам и деньгами буду помогать, и приезжать бесплатно буду". Неужели они этого не понимают.
Чем сейчас занимается Грушинский клуб?
Это сейчас общественная организация, люди работают на фестиваль, проведение концертов. Это работа, обычная работа. Раньше же очень много собиралось по четвергам, до ста человек ходило в Грушинский Клуб. Теперь этого нет. Боря Кейльман пытается возродить, но что-то важное ушло из атмосферы. Хотя, концерты проводятся.
Возможен ли сегодня творческий альянс Митяев-Старцев?
Может быть, когда я буду в Москве, мы что-то и сделаем. Но он занятой человек очень, у него времени практически нет. Встретиться и порепетировать для него очень большая проблема. А может быть, и у меня потом времени не будет. Но почему бы нет?! По крайней мере, я думаю, что с моей стороны поступит такое предложение. А это уже его дело будет "согласиться -- не согласиться".
С кем бы ты смог бы разделить сценическую площадку?
С Толей Киреевым, мы с ним уже не раз выступали. С Сергеем Яковлевичем Никитиным -- это было бы для меня очень приятно. Да и с любым бардом, с которым мы на равных.
P. S. Поведал Петр Старцев. Спросили меня: "Страшно в Москву-то ехать?" Я говорю: "Страшно!" Неизвестно, что там будет. Но, как говорится, война покажет!
Интервьюировал Александр Выростков