Гринландия, новый век, 2001
20-22 июля 2001 года, г.Киров
"...Для тех, кто не знает, проходил он в славном городе Кирове, а точнее под Кировом в д. Бошарово. Все живы и здоровы. ОТМОКАЕМ."
Саша
Представляю здесь впечатления побывавших на этом фестивале наших друзей. Очень рад, что среди наших корреспондентов появились девушки. Да еще какие! Первое повествование принадлежит главной победительнице фестиваля Юле Балабановой из Перми. Второй рассказик - от Марии Кочетковой из города Иваново. Она, также стала участником финального концерта фестиваля. Вдвойне приятно, что в жизни нашего Гнезда начинают принимать активное участие люди из самых разных городов и весей.
Остров Грина
В предпоследние выходные июля довелось мне побывать на острове Гринландия (с языка аборигенов это название переводится как Земля Александра Грина). Неопытному взгляду могло показаться, что никакой это и не остров, а всего лишь большая зеленая поляна под селом Бошарово, что в 35 км от г. Кирова, но ведь в действительности все выглядит иначе, чем на самом деле! (Е.Лец)
Краткая географическая справка. Остров Гринландия со многих сторон омывается чистыми водами реки Быстрица (приток Вятки), а с каких не омывается с тех все равно отрезан от окружающего мира милицейским патрулем. Необходимость подобной изоляции вызвана лишь крайней беззащитностью его коренного населения, которое живет в палатках, кормится из общего котла и свято верит в победу добра над злом. Основным занятием местных жителей является пение под гитару и сопутствующие инструменты (скрипки, флейты, губные гармоники, гусли и др.), изредка прерываемое для сна, питания и омовения в прибрежных водах упомянутого притока.
А, вы к бардам что ли? - догадался парень, согласившийся подвезти меня от вокзала до Бошарово, - Их уже несколько дней по телеку показывают! Дальнейший получасовой разговор был посвящен тому, насколько странные существа эти барды, и намного ли любовь к авторской песне отличается от страсти к рыбалке или, скажем, алкоголизма. Больше всего его поразил тот факт, что еду я в их Бошарово из Перми, а кое-кто и откуда подальше. Как объяснишь человеку, что никаких денег не жалко, чтобы встретиться с теми, кто понимает тебя, не зная имени, без слов а по одному лишь звуку взятых на гитаре аккордов.
Я ехала к своим друзьям из Клуба авторской песни "Вокзал", которые впервые в этом году взяли организацию фестиваля в свои руки и сами были ошеломлены тем, как у них здорово все получилось. И телевидение здесь не случайно раскрутка фестиваля была поставлена на широкую ногу. Ребята с "Вокзала" приобщали к таинствам своей аборигенской культуры широкие слои континентального населения, распевая под гитару (в микрофон!) в скверах, подземных переходах и т.д. Все это называлось Акция "Поющие улицы". Предстоящее событие горячо обсуждалось во многих кировских СМИ. (Чего, кажется, про наш Фестиваль не скажешь. Если не права -- осудите!)
И вот, наконец, - Гринландия! И вот, наконец, я там. Дальше начинается клубок таких многообразных и равных по яркости впечатлений, что систематизировать их хотя бы хронологически никак нельзя. Пусть анализом всего происшедшего занимаются другие люди, не одну собаку съевшие на подобных выездах (благо, такие имеются!), а я буду предельно субъективна. Первое, что бросилось в глаза: разноцветно освещенная сцена с пурпурными полотнищами парусов и такие же пурпурные рубахи на вятских бардах. Приехавшая уже к вечернему концерту, я и оглядеться не успела, как оказалась за сценой. Почти сразу был выход Пермского блока, который оказался таким затяжным, что кировчане даже немножко обиделись. Думаю, что обиделись они, в основном, за Александра Софронова, выступавшего после нас.
Вообще, пермяков в скромности заподозрить нельзя, а на Гринландии это была просто какая-то экспансия! Воспользовавшись статусом крестных отцов нынешнего фестиваля, они (т.е. Назаров с Мельниковым) устроили эксклюзивное мероприятие под скромным названием Пермская мастерская . Если в объединенных мастерских Софронова и Бикчентаева шло, по преимуществу, молчаливое прослушивание (закончилась она значительно раньше прочих), а мастерская Владимира Ланцберга напоминала античную школу поэтического мастерства: с внимательными учениками амфитеатром и мудрым ритором в центре, то под синим тентом пермяков организовался дискуссионный клуб, где участникам в явной или неявной форме предлагалось вообще задуматься о своем месте в Движении "Авторская песня". Каждая звучавшая песня выносилась, по сути, на суд всех присутствующих. И многие из присутствующих не стеснялись давать свои оценки или делиться размышлениями. Среди со- ведущих мастерской в разные моменты (а работала она дольше всех) оказывались самые разные люди. Разбор конкретного песенного творчества постепенно перетекал в беседу о жанре и далее в очень знакомые пермским радиослушателям разговоры за жизнь.
Запомнился один парень, он привез на фестиваль пару команд ( по 2 чел.), выступающих в стиле Рок-н-ролл нашего двора , и никак не мог понять, в каком же порядке здесь (т.е. у пермяков), слушают: по списку ли, в живой ли очереди. (Кажется, этого никто бы не понял!) Сидел и тихонько ворчал себе под нос: Вот, мол, ерундой занимаются, какую-то философию развели, а парни спеть не успеют . На мое предложение пойти и прослушаться у Софронова с Бикчентаевым он искренне возмутился: Так я же здесь целый день сижу мне же эти ребята уже как родные! В общем, популярностью пользовались.
Следующая субъективность разговор с В.И.Ланцбергом, по итогам прослушивания пригласившим меня на Грушинский Второй канал . Самое главное здесь даже не те конкретные замечания, которые он делал, а то, что его восприятие моих текстов оказалось адекватно моему собственному. Думаю, этим могли бы похвастаться многие из учеников . В каждом случае шло вдумчивое проникновение в особенности индивидуального творческого процесса и творческой личности. Просто поразила душевная и интеллектуальная работоспособность этого человека! Несколько раз было ощущение, что к нему шли, как к пророку.
И, наконец, самая главная субъективность ГИТАРА! Она лежала под сценой, заваленная разноцветными плюшевыми медведями (слонов т.е. медведей раздавало Молодежное Единство ). Я ее даже не заметила, потому что, дожидаясь конца лауреатского концерта, где был мой выход, приценивалась к мишкам. Песня закончилась и выносят ЕЁ! Я и не мечтала никогда о настоящей концертной гитаре, а тут такое! До сих пор не могу вполне во все это поверить. За что? Кстати, это вторая гитара, врученная в нынешнем году в Кирове. Первая досталась зимой Илье Оленеву, а вторую он, как выяснилось, выбирал сам.
Потом сидели, утомленные солнцем, малосонными ночами, интенсивностью работы и впечатлений. Неторопливо ждали автобус, готовили обед на примусе, пели. Инструмент был тщательно осмотрен, положительно оценен и аккуратно обмыт. И песни на нем игрались самые лучшие те, которых просили освобожденные и успокоенные души пермских бардов.
Остров пустел, очертания его размывались и растворялись в атмосфере отъезда. Всего, что там происходило в эти три дня, не опишешь: многое известно по другим фестивалям, многое происходило одновременно, а кое-что я просто проспала. Да и нужна ли эта конкретика? как запах от фантика, в котором была конфета. Как затянувшийся лирический проигрыш, хочется оборвать свое повествование резким диссонансным аккордом. Но не буду. Всё.
Юлия Балабанова
Комментарии от А.Софронова:
Здравствуйте, друзья! С питерским ветром - Александр Софронов.
Категорически не согласен со словами Юлии Балабановой, где она утверждает, что на Кировском фестивале "ГРИНландия" мастерская Софронова и Бикчентаева слушала пришедших к ним бардов и ничего не сказала. Получается, что двое приглашённых просто сидели и ничего не делали, так? Но это неправда. Работали и я и Дмитрий Бикчентаев. Было одно "но" - мы не комментировали выступление, если выступающий был не на своём месте, например, будучи рокером. Хотя иногда и в таких случаях говорили, если был смысл. С теми, кто приехал, сам не зная куда, работа почти не проводилась, так как было много участников, и хотелось уделить больше времени тем, кто занимается авторской песней, а не другими жанрами, к фестивалю не имеющими прямого отношения. Добавлю, что на самом деле очень люблю качественный рок и прочие музыкальные жанры, но в нужное время и в нужном месте. Вкратце всё. Кстати, действительно - могу подтвердить, что очень многие были довольны мастерской пермяков.
Остаётся только добавить - я уверен в том, что никто из организаторов не обиделся на пермскую делегацию из-за их достаточно длинного выступления, несмотря на то, что оставшимся (Сергею Корычеву, Дмитрию Бикчентаеву и Александру Софронову) пришлось существенно сократить свои выступления.
С уважением - Александр Софронов.
"А почему Вы пришли на этот фестиваль?"
...А вот впечатления... Меня предупреждали, что бардовская песня в разных регионах России немного разная, но не предупреждали , что настолько. То, что мы услышали в Кирове, нельзя услышать здесь - в Московском регионе. Теперь нас мучает мысль: а как бы попасть на фестиваль, например, в город Пермь?
Как бы лучше объяснить, что другое есть в ваших песнях... Не знаю. Я думаю, вы сами лучше это знаете и чувствуете - так , что ли. В них ( в песнях, да и в авторах и исполнителях) больше свободы, в них нет "полированных" аранжировок, и это такой кайф! Повторяясь, песни внутренне свободнее, чем здесь. (А говоря честно, наверное люди более свободны - завидую! Белой завистью! Тоже так хочется!)
О мастерских. Точнее говоря, о Вашей, пермской мастерской. О других двух : с мастерской Владимира Ланцберга я познакомилась на Грушинском, а в Кирове это был как бы дубль в более спокойной обстановке - я ничего не могу сказать о его работе, он работает по своей привычной авторитарной схеме. Мастерская А.Софронова и Д.Бикчентаева - это мастерская двух композиторов.
А вот ваша... По своей сути это было похоже на мягкий психологический тренинг. Ведь это ж надо решиться - "выбить" человека вопросом : "А почему Вы пришли на этот фестиваль?", " А почему Вы выбрали эту песню?" "А зачем Вы пишите песни?" - это получился самый жесткий Вопрос, между прочим. Причем не мне его задали, и реакцию на него я смотрела со стороны, частично с точки зрения психологии.( По крайней мере ,пыталась так сделать.) А знаешь что меня удивило? Очень мало кто отвечал откровенно! Вместо традиционных "здесь рифма слабовата", " а здесь мелодия подкачала", люди слышали то, что их настораживало, а то и страшило. Ведь это страшно, когда другой , незнакомый тебе человек, спрашивает что- то, о чем знаешь, но боишься себе признаться?!
Многие, кажется, знают источник и причину своих песен, но не говорят об этом вслух. А вот те, кто спрашивает об этом у других... Что они искали для себя?!
Мария Кочеткова.
Источник - Гнездо Леонтьевых