На главную страницуМузыкальная правда
прелюдия -- начальная страница "музыкальной правды"
новшества -- новости музыкальной жизни челябинска и обновления в "музыкальной правде"
анонс -- ближайшие события музыкальной жизни
полный weekend -- рассказы о проведённых выходных
барды урала
всё это rock'n'roll
эх, залётные -- музыканты из других городов
скандалы
рассылка "Новости Музыкальной Правды"
web-обзор
закрома -- архив
песенник -- коллекция музыки в mp3 и realaudio
гостевая книга
ссылки на музыкальные ресурсы
найти  
 

барды урала

архив
<< 12.12.2002 <<
>> 16.05.2003 >>
11 апреля 2003

версия для печати

Поющие дворы

В такие глубины Ленинского района я забираюсь редко — раз в год. Но заблудиться невозможно — с конечной остановки тянется негустой, но стабильный ручеек мальчиков и девочек с гитарами, и его течение неизбежно приводит меня в нужное место. Небольшой уютный ДК Кузнечно-прессового завода уже в пятый раз даёт приют этому удивительному фестивалю.

В фойе только что закончились мастерские (мастера  — Константин Просеков и Антон Примаков). Везде — яркие краски, разгоряченные лица, сияющие глаза. Острое ощущение праздника, как в детстве.

Праздник не только у детей — на “Поющие дворы” стала собираться вся бардовская… ммм.. “тусовка”, как сейчас выражаются… Практически все, кто в Челябинске что-то делает в АП, сейчас здесь. А потому что интересно.

В зале начинается концерт самых маленьких участников фестиваля. Это, конечно, не конкурс, хотя антураж конкурса свято соблюдается (особенно подарки). Маленькие, конечно, не приходят сами из окрестных дворов. Это в основном самое младшее поколение челябинских бардов. И аплодисменты, которые они срывают у зрителей, вполне заслуженны — мелкие поражают артистизмом, раскованностью, а зачастую и вполне “взрослым” профессиональным подходом к выступлению. Ну, “яблочко от яблони…”

Сегодня — своеобразный юбилей. Пять лет — возраст хоть и небольшой, но уже вполне сознательный. Уже можно подвести итоги, обозначить какие-то тенденции. И, как всегда, есть о чем подумать — совершенству нет предела.

Когда всё уже кончилось — и концерты, и конкурсы, и закулисные дебаты по горячим следам, я беседую с организаторами. На мои вопросы отвечают Рафаэль Валитов, бард, руководитель КСП при ДК ЧКПЗ, председатель огркомитета Фестиваля “Поющие дворы”, и Константин Просеков, президент крупнейшего в городе КСП “Моримоша”, председатель регионального совета КСП Урала, бессменный председатель жюри фестиваля “Поющие дворы”.

И у меня тут же ломается диктофон, так что всю беседу я пересказываю своими словами.

— А как всё начиналось?

Рафаэль Валитов:

— Когда-то детские фестивали были в Челябинске. Проводила их Тамара Степановна Михеева — педагог, журналист, энтузиаст.

(дополнение К. Просекова:

— Кстати сказать, это мама Юли Михеевой, уже известного барда, которая в 14 лет стала лауреатом Ильменки, в 16 — Грушинского фестиваля, а сейчас работает в Москве в театре Елены Камбуровой. )

— С капитализацией общества бардовская песня в Челябинске постепенно сдавала свои позиции, детские фестивали прекратились. Но они возникали и продолжались в других местах. И вот, возвращаясь с великолепного тюменского фестиваля-семинара, вдохновленные и окрыленные, в поезде мы с Нелей Бубенковой решили, что пора и нам вспомнить прежние традиции, да и возродить в Челябинске детские фестивали.
Кто хочет делать — ищет средства. И находит. Так в команде появился третий человек — Ирина Николаевна Андреева, директор КДЦ ЧКПЗ, появилась площадка для проведения фестиваля. Нас очень поддержала и поддерживает до сих пор Мария Владимировна Поддубная, председатель Городского Комитета по делам молодежи. Постепенно появились и спонсоры. Например, Гран-при — гитару — все пять лет предоставляет один и тот же спонсор — компьютерная фирма «Алиас».

— “Поющие дворы” — название очень удачное, стильное и точное. Откуда оно появилось?

Рафаэль Валитов:

— Это название отражает два аспекта — один, если можно так выразиться, “сиюминутный”, другой — основной, концептуальный.
Дело в том, что первый наш фестиваль попал в струю и шел в единой связке с программой мэра города В.Тарасова “Наш двор”, и название песенного фестиваля “Поющие дворы” вписывалось в эту программу как влитое.
А с другой стороны, название фестиваля очень точно отражало нашу цель: мы мечтали, что к нам будут приходить дети из городских дворов, будут слушать и петь с нами совсем другие песни, впитывать новые идеи, будут уносить авторскую песню с собой в свои дворы. В первые годы так и было. Приходили чаще одиночки дворового уровня, детских коллективов было немного, они были немногочисленны и разобщены между собой. С развитием фестиваля стала сбываться еще одна мечта — оживилась работа детских КСП, ребята пошли в клубы, клубы перезнакомились между собой.

Фестиваль объединил потрясающих энтузиастов-педагогов, удивительно светлых и энергичных людей. То, что они делают с детьми, как-то неловко называть скучным словом «работа». Рассказывая о них, трудно не увлечься. Хотя бы назову некоторых. Это Рафаэль и Мария Валитовы, Нелли Бубенкова, Андрей и Светлана Пятковы, Марина Минибаева (из знаменитого Трио В Шляпах), Татьяна Третьякова — это всё Челябинск, Елена Козлова (Уфа), вырастившая в своих ШКАПах и ШКАПчиках (Школа-Клуб Авторской Песни) не только поколения интересных авторов и исполнителей, но и целую плеяду молодых клубных педагогов, это Эльвира Гильманова (Златоуст), Галина Фахретдинова (Чебаркуль)… и еще… и еще… и еще…

Сейчас, после пятого фестиваля, уже хорошо просматривается процесс. Многие ребята увлекаются и прямо на фестивале примыкают к клубам, клубы — и педагоги и дети — знакомятся, общаются, то есть создается та самая творческая среда, открывающая какие-то перспективы, позволяющая расти, а не вариться в собственном соку. Сам фестиваль служит постоянным стимулом — у клубов есть конкретная цель, есть выход наружу — есть, куда вынести результаты своего творческого поиска, есть так необходимый детям элемент соревновательности, игры.

Расширилась и география фестиваля, стали приезжать клубы из городов области. Первым проложил дорожку Чебаркульский клуб (руководитель Галина Фахретдинова), потом присоединился Миасский молодежный клуб «Многоголосье», затем активно и мощно возник Златоуст. Поддержали и более дальние соседи — куст уфимских ШКАПов (родоначальница Елена Козлова, достойная отдельного большого рассказа), и тюменский клуб “Хобби-центр” (руководитель Елена Мороз — организатов уникальных тюменских детских фестивалей-семинаров).

—Что ты можешь сказать прошедшем фестивале как председатель оргкомитета — спрашиваю я Рафаэля.

Рафаэль Валитов:

— Мне, как оргу, главное, чтоб всё работало. Огрехи, конечно, были, но это неизбежно — любое дело должно поработать лет десять, чтобы дозреть. Но сейчас у нас сложилась компетентная и работоспособная команда. Если когда-то я обзванивал, просил о чем-то, то в этом году мне звонили, меня теребили, предлагали участие, просили работы. И если после первого фестиваля я просто заболел от переутомления, то сейчас я даже не чувствую усталости — работа была спокойной и слаженной. На перспективу? — наверное, нужны люди, которые внесут совершенство уже в частные задачи. Со звуком, например. Наметки уже есть, опять люди сами предлагают свою помощь.

Обращаюсь к Константину Просекову:

— Костя, будучи председателдем жюри фестиваля в течение пяти лет, что ты можешь сказать о творческом развитии фестиваля, и, конечно, об итогах этого года?

Константин Просеков:

— За пять лет уровень фестиваля вырос неимоверно. Уникальность фестиваля еще и в том, что здесь работа в жюри не удручает, а радует. Многих детей я вижу из года в год и могу оценить степень их роста. В клубах очень сильные педагоги, очень удачный подбор песен для конкурса. Динамика такая: если раньше в конкурс попадали всё больше одиночки, и звучали дворовые песни, то сейчас появились настоящие ансамбли (не путать с маленьким хором), расте исполнительский уровень, репертуар уже весьма близко подходит к понятию авторской песни. В этом году появились настоящие авторы, с перспективой.
Можно сказать, что за пять лет на фестивале случилось целых два настоящих открытия. Во-первых, и, скорее, в перспективе, это исполнитель Маша Соснина (11 лет, Челябинск), лауреат двух последних фестивалей. Это ничего, что она сейчас подражает сразу и Хомчик и Чебоксаровой, это просто “болезни роста”. А во-вторых, и это главное открытие, стОящее пяти лет поиска — это юный автор, 11-летняя Ирина Жолнирова (Челябинск, клуб 19 школы, руководитель Татьяна Евгеньевна Третьякова). В Ирине светится та же самая искорка, что поразила нас в 14-летней Юле Михеевой 15 лет назад.


От себя добавлю, что Ирочка Жолнирова явилась настоящим событием. Никогда не забуюду, как взахлеб рассказывал о ней обычно невозмутимый Антон Примаков, член жюри, бард и  композитор, чья рука на на грифе гитары украшает обложку юбилейного издания об Ильменском фестивале. А клуб 19 школы, вообще говоря — давно заметное в городе явление, достойное отдельного рассказа).

Еще добавлю, что лауреаты фестиваля уже не раз становились лауреатами детских конкурсов на Ильменке (Женя Юдович, Маша Евдокимова, дуэт Мария Штох-Татьяна Власова- все из Челябинска) и на Грушинке (Женя Юдович(Челябинск), Майя Фаткулина(Уфа)). А златоустовский ансамбль “Чудаки”, прежде чем приехать к нам, покорил Грушинскую детскую республику.

—У меня возник вопрос: что же, получается, что «дворовая» миссия фестиваля была одноразовой, и теперь исчерпала себя? Ведь в процессе развития фестиваль стал практически клубным, уровень его таков, что одиночки со двора уже едва ли могут надеяться пройти прослушивание и попасть в конкурс? Каковы в связи с этим перспективы развития фестиваля?

Костантин Просеков:

— Чтобы не потерять главной цели и не понижать уровня фестиваля, нужно компромисное решение. Тем более что фестиваль развивается и вширь — всё больше народу участвует, и географически. Может быть, сделать фестиваль двух-уровневым — первый тур проходит по районам города и области, в течение года, причем в разное время, чтобы ребята всего города при желании могли участвовать. А второй тур — традиционно, здесь, в весенние каникулы.

Некоторые итоги
5 детского-юношеского городского фестиваля “Поющие дворы”
(г. Челябинск):

Предварительное жюри отслушало 100 номеров, это более 170 человек. В конкурс проша 31 творческая единица, то есть приблизительно треть. Конкурс разделен на 2 возрастных потока — 10-14 лет и 15-18 лет.

Гран-при (гитара и путевка в “Орленок”) — Ирина Жолнирова, 11 лет, автор, Челябинск.

Лауреаты среди младшей группы (10-14 лет):
Автор Жолнирова Ирина, 11 лет, Челябинск, клуб “Апрель”, рук. . Татьяна Третьякова
Исполнитель Соснина Мария, 11 лет, Челябинск, клуб “Эдельвейс”, рук. А. И С. Пятковы
Дуэт Желтышева Мария, Паршакова Дина, 14 лет, Златоуст, КСП “Рифей”, рук. Эльвира Гильманова.
Ансамбль “Чудаки”, Златоуст, 10-14 лет,Златоуст, КСП “Рифей”, рук. Эльвира Гильманова.

Лауреаты среди старшей группы (15-18 лет):
Автор Денис Файзулин, 17 лет, Златоуст, КСП “Рифей”, рук. Эльвира Гильманова.
Исполнитель Анастасия Сорокина, 16 лет, Челябинск, муз. шк. № 4, рук. Марина Минибаева.
Дуэт Евгения Борчанинова, Мария Береснева, 16 и 15 лет, Чебаркуль, клуб “Камертон”. Рук. Галина Фахретдинова.
Ансамбль “Гармония”, 15-16 лет, Челябинск, муз. шк. № 4, рук. Марина Минибаева.

Ирина Батанина

 
 

 Рейтинг ресурсов "Весь Екатеринбург"

 [an error occurred while processing this directive]

 Челябинский глобус

 

наверх    

© 1997-2001 Музыкальная правда
Использование материалов допускается только с разрешения авторов