Поющие дворы
В такие глубины Ленинского района я забираюсь редко раз в год. Но заблудиться невозможно с конечной остановки тянется негустой, но стабильный ручеек мальчиков и девочек с гитарами, и его течение неизбежно приводит меня в нужное место. Небольшой уютный ДК Кузнечно-прессового завода уже в пятый раз даёт приют этому удивительному фестивалю.
В фойе только что закончились мастерские (мастера Константин Просеков и Антон Примаков). Везде яркие краски, разгоряченные лица, сияющие глаза. Острое ощущение праздника, как в детстве.
Праздник не только у детей на Поющие дворы стала собираться вся бардовская
ммм.. тусовка, как сейчас выражаются
Практически все, кто в Челябинске что-то делает в АП, сейчас здесь. А потому что интересно.
В зале начинается концерт самых маленьких участников фестиваля. Это, конечно, не конкурс, хотя антураж конкурса свято соблюдается (особенно подарки). Маленькие, конечно, не приходят сами из окрестных дворов. Это в основном самое младшее поколение челябинских бардов. И аплодисменты, которые они срывают у зрителей, вполне заслуженны мелкие поражают артистизмом, раскованностью, а зачастую и вполне взрослым профессиональным подходом к выступлению. Ну, яблочко от яблони
Сегодня своеобразный юбилей. Пять лет возраст хоть и небольшой, но уже вполне сознательный. Уже можно подвести итоги, обозначить какие-то тенденции. И, как всегда, есть о чем подумать совершенству нет предела.
Когда всё уже кончилось и концерты, и конкурсы, и закулисные дебаты по горячим следам, я беседую с организаторами. На мои вопросы отвечают Рафаэль Валитов, бард, руководитель КСП при ДК ЧКПЗ, председатель огркомитета Фестиваля Поющие дворы, и Константин Просеков, президент крупнейшего в городе КСП Моримоша, председатель регионального совета КСП Урала, бессменный председатель жюри фестиваля Поющие дворы.
И у меня тут же ломается диктофон, так что всю беседу я пересказываю своими словами.
А как всё начиналось?
Рафаэль Валитов:
Когда-то детские фестивали были в Челябинске. Проводила их Тамара Степановна Михеева педагог, журналист, энтузиаст.
(дополнение К. Просекова:
Кстати сказать, это мама Юли Михеевой, уже известного барда, которая в 14 лет стала лауреатом Ильменки, в 16 Грушинского фестиваля, а сейчас работает в Москве в театре Елены Камбуровой. )
С капитализацией общества бардовская песня в Челябинске постепенно сдавала свои позиции, детские фестивали прекратились. Но они возникали и продолжались в других местах. И вот, возвращаясь с великолепного тюменского фестиваля-семинара, вдохновленные и окрыленные, в поезде мы с Нелей Бубенковой решили, что пора и нам вспомнить прежние традиции, да и возродить в Челябинске детские фестивали.
Кто хочет делать ищет средства. И находит. Так в команде появился третий человек Ирина Николаевна Андреева, директор КДЦ ЧКПЗ, появилась площадка для проведения фестиваля. Нас очень поддержала и поддерживает до сих пор Мария Владимировна Поддубная, председатель Городского Комитета по делам молодежи. Постепенно появились и спонсоры. Например, Гран-при гитару все пять лет предоставляет один и тот же спонсор компьютерная фирма «Алиас».
Поющие дворы название очень удачное, стильное и точное. Откуда оно появилось?
Рафаэль Валитов:
Это название отражает два аспекта один, если можно так выразиться, сиюминутный, другой основной, концептуальный.
Дело в том, что первый наш фестиваль попал в струю и шел в единой связке с программой мэра города В.Тарасова Наш двор, и название песенного фестиваля Поющие дворы вписывалось в эту программу как влитое.
А с другой стороны, название фестиваля очень точно отражало нашу цель: мы мечтали, что к нам будут приходить дети из городских дворов, будут слушать и петь с нами совсем другие песни, впитывать новые идеи, будут уносить авторскую песню с собой в свои дворы. В первые годы так и было. Приходили чаще одиночки дворового уровня, детских коллективов было немного, они были немногочисленны и разобщены между собой. С развитием фестиваля стала сбываться еще одна мечта оживилась работа детских КСП, ребята пошли в клубы, клубы перезнакомились между собой.
Фестиваль объединил потрясающих энтузиастов-педагогов, удивительно светлых и энергичных людей. То, что они делают с детьми, как-то неловко называть скучным словом «работа». Рассказывая о них, трудно не увлечься. Хотя бы назову некоторых. Это Рафаэль и Мария Валитовы, Нелли Бубенкова, Андрей и Светлана Пятковы, Марина Минибаева (из знаменитого Трио В Шляпах), Татьяна Третьякова это всё Челябинск, Елена Козлова (Уфа), вырастившая в своих ШКАПах и ШКАПчиках (Школа-Клуб Авторской Песни) не только поколения интересных авторов и исполнителей, но и целую плеяду молодых клубных педагогов, это Эльвира Гильманова (Златоуст), Галина Фахретдинова (Чебаркуль)
и еще
и еще
и еще
Сейчас, после пятого фестиваля, уже хорошо просматривается процесс. Многие ребята увлекаются и прямо на фестивале примыкают к клубам, клубы и педагоги и дети знакомятся, общаются, то есть создается та самая творческая среда, открывающая какие-то перспективы, позволяющая расти, а не вариться в собственном соку. Сам фестиваль служит постоянным стимулом у клубов есть конкретная цель, есть выход наружу есть, куда вынести результаты своего творческого поиска, есть так необходимый детям элемент соревновательности, игры.
Расширилась и география фестиваля, стали приезжать клубы из городов области. Первым проложил дорожку Чебаркульский клуб (руководитель Галина Фахретдинова), потом присоединился Миасский молодежный клуб «Многоголосье», затем активно и мощно возник Златоуст. Поддержали и более дальние соседи куст уфимских ШКАПов (родоначальница Елена Козлова, достойная отдельного большого рассказа), и тюменский клуб Хобби-центр (руководитель Елена Мороз организатов уникальных тюменских детских фестивалей-семинаров).
Что ты можешь сказать прошедшем фестивале как председатель оргкомитета спрашиваю я Рафаэля.
Рафаэль Валитов:
Мне, как оргу, главное, чтоб всё работало. Огрехи, конечно, были, но это неизбежно любое дело должно поработать лет десять, чтобы дозреть. Но сейчас у нас сложилась компетентная и работоспособная команда. Если когда-то я обзванивал, просил о чем-то, то в этом году мне звонили, меня теребили, предлагали участие, просили работы. И если после первого фестиваля я просто заболел от переутомления, то сейчас я даже не чувствую усталости работа была спокойной и слаженной. На перспективу? наверное, нужны люди, которые внесут совершенство уже в частные задачи. Со звуком, например. Наметки уже есть, опять люди сами предлагают свою помощь.
Обращаюсь к Константину Просекову:
Костя, будучи председателдем жюри фестиваля в течение пяти лет, что ты можешь сказать о творческом развитии фестиваля, и, конечно, об итогах этого года?
Константин Просеков:
За пять лет уровень фестиваля вырос неимоверно. Уникальность фестиваля еще и в том, что здесь работа в жюри не удручает, а радует. Многих детей я вижу из года в год и могу оценить степень их роста. В клубах очень сильные педагоги, очень удачный подбор песен для конкурса. Динамика такая: если раньше в конкурс попадали всё больше одиночки, и звучали дворовые песни, то сейчас появились настоящие ансамбли (не путать с маленьким хором), расте исполнительский уровень, репертуар уже весьма близко подходит к понятию авторской песни. В этом году появились настоящие авторы, с перспективой.
Можно сказать, что за пять лет на фестивале случилось целых два настоящих открытия. Во-первых, и, скорее, в перспективе, это исполнитель Маша Соснина (11 лет, Челябинск), лауреат двух последних фестивалей. Это ничего, что она сейчас подражает сразу и Хомчик и Чебоксаровой, это просто болезни роста. А во-вторых, и это главное открытие, стОящее пяти лет поиска это юный автор, 11-летняя Ирина Жолнирова (Челябинск, клуб 19 школы, руководитель Татьяна Евгеньевна Третьякова). В Ирине светится та же самая искорка, что поразила нас в 14-летней Юле Михеевой 15 лет назад.
От себя добавлю, что Ирочка Жолнирова явилась настоящим событием. Никогда не забуюду, как взахлеб рассказывал о ней обычно невозмутимый Антон Примаков, член жюри, бард и композитор, чья рука на на грифе гитары украшает обложку юбилейного издания об Ильменском фестивале. А клуб 19 школы, вообще говоря давно заметное в городе явление, достойное отдельного рассказа).
Еще добавлю, что лауреаты фестиваля уже не раз становились лауреатами детских конкурсов на Ильменке (Женя Юдович, Маша Евдокимова, дуэт Мария Штох-Татьяна Власова- все из Челябинска) и на Грушинке (Женя Юдович(Челябинск), Майя Фаткулина(Уфа)). А златоустовский ансамбль Чудаки, прежде чем приехать к нам, покорил Грушинскую детскую республику.
У меня возник вопрос: что же, получается, что «дворовая» миссия фестиваля была одноразовой, и теперь исчерпала себя? Ведь в процессе развития фестиваль стал практически клубным, уровень его таков, что одиночки со двора уже едва ли могут надеяться пройти прослушивание и попасть в конкурс? Каковы в связи с этим перспективы развития фестиваля?
Костантин Просеков:
Чтобы не потерять главной цели и не понижать уровня фестиваля, нужно компромисное решение. Тем более что фестиваль развивается и вширь всё больше народу участвует, и географически. Может быть, сделать фестиваль двух-уровневым первый тур проходит по районам города и области, в течение года, причем в разное время, чтобы ребята всего города при желании могли участвовать. А второй тур традиционно, здесь, в весенние каникулы.
Некоторые итоги
5 детского-юношеского городского фестиваля Поющие дворы
(г. Челябинск):
Предварительное жюри отслушало 100 номеров, это более 170 человек. В конкурс проша 31 творческая единица, то есть приблизительно треть. Конкурс разделен на 2 возрастных потока 10-14 лет и 15-18 лет.
Гран-при (гитара и путевка в Орленок) Ирина Жолнирова, 11 лет, автор, Челябинск.
Лауреаты среди младшей группы (10-14 лет):
Автор Жолнирова Ирина, 11 лет, Челябинск, клуб Апрель, рук. . Татьяна Третьякова
Исполнитель Соснина Мария, 11 лет, Челябинск, клуб Эдельвейс, рук. А. И С. Пятковы
Дуэт Желтышева Мария, Паршакова Дина, 14 лет, Златоуст, КСП Рифей, рук. Эльвира Гильманова.
Ансамбль Чудаки, Златоуст, 10-14 лет,Златоуст, КСП Рифей, рук. Эльвира Гильманова.
Лауреаты среди старшей группы (15-18 лет):
Автор Денис Файзулин, 17 лет, Златоуст, КСП Рифей, рук. Эльвира Гильманова.
Исполнитель Анастасия Сорокина, 16 лет, Челябинск, муз. шк. № 4, рук. Марина Минибаева.
Дуэт Евгения Борчанинова, Мария Береснева, 16 и 15 лет, Чебаркуль, клуб Камертон. Рук. Галина Фахретдинова.
Ансамбль Гармония, 15-16 лет, Челябинск, муз. шк. № 4, рук. Марина Минибаева.