Получив эту статью в дар от Ирины Герасимчук, обращаюсь с
просьбой: выложить её для всеобщего прочтения.
Заранее прошу прощения у организаторов фестиваля «30 февраля» в моей
любимой Перми Олега Новосёлова и Ирины Герсимчук, а также у члена жюри,
«неваряга» Галины Матвеевой за возможные последствия этого шага.
С уважением
М. Богуславский
Экспертиза
Барды
Маленький юбилей,
или нашествие «варягов» продолжается
5-й Пермский зимний областной фестиваль авторской песни «30 февраля»
состоялся. Как водится, прошел концерт дипломантов и лауреатов этого
фестиваля. Но хоть убей не пойму, почему на помощь ведущей концерта
Ирине Герасимчук уже в третий раз приходят Константин Просеков и Михаил
Богуславский, имеющие весьма опосредованное отношение к авторской песне.
На 1-м и 2-м фестивалях, например, в жюри сидели помимо главного
продюсера Oлега Новоселова, любителя синтеза авторской песни с другими
жанрами: Евгений Матвеев, Юрий Беликов, Олег Сухорученков. Bсе специалисты в своей области: бард многажды «лауреатный» поэт,
инструменталист. В объективности оценок такого жюри сомнений не было.
Нынешнее жюри председатель Константин Просеков (г. Челябинск), Андрей
Бабушкин (г. Воткинск), Елена Козлова (г. Уфа). Все «варяги» неплохие
исполнители и где-то когда-то тоже были лауреатами. Андрей Бабушкин в
общем-то отличный аккомпаниатор, два года подряд на заключительном
фестивальном концерте исполнял одну и ту же песню автора-земляка «Между Сциллой и Харибдой».
Публика в зале ДК им. Дзержинского была и верила словам председателя
жюри об «очень высоком уровне заключительного концерта». Может, «что-то
с памятью моей стало», но песня Юрий Ковалева (г. Гремячинск),
посвященная фестивалю «30-е февраля», которая якобы впервые исполнялась
на этом концерте, сдается мне, звучала на фестивале в 2001 году.
Но это мелочи, к тому же из аборигенов этого фестиваля, похоже, никого
не осталось. А почему? Почему детище Олега Новоселова игнорируют
практически все мэтры авторской песни в Перми? Не почтили своим
присутствием на этот раз ни патриарх этого жанра в Перми Олег Филичкин,
ни любимец публики Григорий Данской, ни Альберт Макаров. Встретил в фойе
Сергея Назарова, так он просто открестился от фестиваля: я, мол здесь по
своим делам. Алексей Леонтьев со скучающим видом пил пиво в баре, а
Евгений Матвеев-старший попался мне на выходе с супругой и... с какими-то
коробками. Видимо, тоже по своим делам приходил.
Теперь несколько слов о самом концерте «высокого уровня». Не услышал я,
увы, авторской песни. Да, были интерпретации в этом жанре, например,
песня В. Берковского на стихи Р. Киплинга «На далекой Амазонке», но
секстет, поющий в унисон или тот же состав а капелла это авторская
песня?! Понимаю, главное не аккомпанемент: А. Галич и А. Городницкий
никогда с гитарой не дружили, а песни их живут...
Автора! Автора! требовала душа, но вместе этого со сцены звучали
вариации на тему авторской песни в исполнении дуэтов, квартетов,
квинтетов и т.д. А ещё Высоцкий говорил: а ты выйди на сцену с гитарой и
покажи, что у тебя есть за душой. «За душой» было у немногих, поэтому,
видимо и звучали довольно неплохие, надо признать, музыкальные пассажи и
иногда вокал.
Вадим Дмитриев (поселок Уральский Нытвенского района) года два назад
исполнил на заключительном концерте фестиваля свою песню «Дрозд», где
были такие строки: «Трель и мороз по коже, песня пылит, пылит. Каждый
поет, как может, этот как Бог велит». Пели-то как могли, за редким
исключением, неумело. Ну не было у меня «мороза по коже», так, мурашки
чуть-чуть побегали, когда пел Вадим дуэтом с Игорем Луценко (г. Тольятти).
Кстати, география участников фестивали как бы находится за пределами
Перми: города и поселки Пермской области, Уфа, Челябинск, Белорецк: Всю
Пермь представляли два-три автора и ансамбль «Акварель», поющий все так
же профессионально, и гитара теперь у них приличная появилась, а не made
in Kungur.
А вот ещё пример «высокого уровня»: трио из Челябинска исполнило песню
польского автора Северина Краевского из репертуара Марыли Родович.
Константин Красноперов (г. Краснокамск) «сочинил замечательную песню о
Чечне», в которой такие строки: «...приеду домой в ресторан закачу, отец
обещал: «Жигули» мне подарит: Подругу мою до Москвы прокачу». В общем,
все это было похоже больше на балаган, а не на авторскую песню.
Авторов-то было: раз два и обчелся.
Хотел поделиться своим впечатлением с главным продюсером фестиваля, но
найти его было практически невозможно все приближенные к особе как
сговорились: где-то здесь был, сейчас его видели. Они-то, может, и
видели, а я, хоть знаю в ДК все ходы-выходы, не нашел. Зато в фойе
продавали аудиокассеты и CD с записями лауреатов всех предыдущих
фестивалей. Почему-то любители интересовались в основном кассетой, на
которой есть «Каляка-маляка». А я подумал: для любителей попсы когда-то
«Два кусочека колбаски» казались шедевром. Ну что ж, как говаривал
Салтыков-Щедрин: «Кому нравится арбуз, а кому свиной хрящик». Кстати,
о том, что нравится. Ещё один «варяг» гость из Тюмени Николай
Старченков спел: «...до чего же в марте... хочется... у-у... Песни петь для
тех, кто нравится».
Нравится фестиваль, видимо, и Департаменту культуры и искусства
областной администрации, Комитету по делам молодежи, Департаменту
образования Пермской области, и, конечно, общественной организации
«Авторский дом», чьими усилиями был организован фестиваль.
Живет в Перми истинный знаток и любитель авторской песни Наина
Николаевна Окулова. Как-то она сказала: «Нам, жюри, приходится
присуждать звание лауреата иногда лишь потому, что должен кто-то им
быть». После первого фестиваля Наина Николаевна ни разу не посещала
«30-е февраля».
P.S.: А на следующий заключительный фестивальный концерт я не пойду.
Лучше потратить деньги не на билет за 40 рублей, а на бутылку водки.
Включу дома Старжинского или Данского и буду наслаждаться за те же
деньги, не теряя времени.
Сергей Светин
«МК в Перми», 3-10 марта 2004 г.
Дополнения к этому материалу.
- «Государь! Заполонившие Отечество инородцы мешают нам...»
Из обращения членов «Союза Михаила Архангела» к Николаю Романову (1904
г.).
- «Если бы яйца действительно помогали голосу, то куриный зад
заливался бы соловьем».
Азербайджанская народная поговорка.
Михаил Богуславский