На главную страницуМузыкальная правда
прелюдия -- начальная страница "музыкальной правды"
новшества -- новости музыкальной жизни челябинска и обновления в "музыкальной правде"
анонс -- ближайшие события музыкальной жизни
полный weekend -- рассказы о проведённых выходных
барды урала
всё это rock'n'roll
эх, залётные -- музыканты из других городов
скандалы
рассылка "Новости Музыкальной Правды"
web-обзор
закрома -- архив
песенник -- коллекция музыки в mp3 и realaudio
гостевая книга
ссылки на музыкальные ресурсы
найти  
 

барды урала

архив
<< 27.10.2003 <<
>> 12.04.2004 >>
5 апреля 2004

версия для печати
Получив эту статью в дар от Ирины Герасимчук, обращаюсь с просьбой: выложить её для всеобщего прочтения. Заранее прошу прощения у организаторов фестиваля «30 февраля» в моей любимой Перми Олега Новосёлова и Ирины Герсимчук, а также у члена жюри, «неваряга» Галины Матвеевой за возможные последствия этого шага.

С уважением
М. Богуславский


Экспертиза
Барды

Маленький юбилей,
или нашествие «варягов» продолжается

5-й Пермский зимний областной фестиваль авторской песни «30 февраля» состоялся. Как водится, прошел концерт дипломантов и лауреатов этого фестиваля. Но хоть убей — не пойму, почему на помощь ведущей концерта Ирине Герасимчук уже в третий раз приходят Константин Просеков и Михаил Богуславский, имеющие весьма опосредованное отношение к авторской песне. На 1-м и 2-м фестивалях, например, в жюри сидели помимо главного продюсера Oлега Новоселова, любителя синтеза авторской песни с другими жанрами: Евгений Матвеев, Юрий Беликов, Олег Сухорученков. Bсе — специалисты в своей области: бард многажды «лауреатный» поэт, инструменталист. В объективности оценок такого жюри сомнений не было. Нынешнее жюри — председатель Константин Просеков (г. Челябинск), Андрей Бабушкин (г. Воткинск), Елена Козлова (г. Уфа). Все «варяги» — неплохие исполнители и где-то когда-то тоже были лауреатами. Андрей Бабушкин в общем-то отличный аккомпаниатор, два года подряд на заключительном фестивальном концерте исполнял одну и ту же песню автора-земляка — «Между Сциллой и Харибдой». Публика в зале ДК им. Дзержинского была и верила словам председателя жюри об «очень высоком уровне заключительного концерта». Может, «что-то с памятью моей стало», но песня Юрий Ковалева (г. Гремячинск), посвященная фестивалю «30-е февраля», которая якобы впервые исполнялась на этом концерте, сдается мне, звучала на фестивале в 2001 году. Но это мелочи, к тому же из аборигенов этого фестиваля, похоже, никого не осталось. А почему? Почему детище Олега Новоселова игнорируют практически все мэтры авторской песни в Перми? Не почтили своим присутствием на этот раз ни патриарх этого жанра в Перми Олег Филичкин, ни любимец публики Григорий Данской, ни Альберт Макаров. Встретил в фойе Сергея Назарова, так он просто открестился от фестиваля: я, мол здесь по своим делам. Алексей Леонтьев со скучающим видом пил пиво в баре, а Евгений Матвеев-старший попался мне на выходе с супругой и... с какими-то коробками. Видимо, тоже по своим делам приходил.

Теперь несколько слов о самом концерте «высокого уровня». Не услышал я, увы, авторской песни. Да, были интерпретации в этом жанре, например, песня В. Берковского на стихи Р. Киплинга «На далекой Амазонке», но секстет, поющий в унисон или тот же состав а капелла — это авторская песня?! Понимаю, главное — не аккомпанемент: А. Галич и А. Городницкий никогда с гитарой не дружили, а песни их живут...

Автора! Автора! — требовала душа, но вместе этого со сцены звучали вариации на тему авторской песни в исполнении дуэтов, квартетов, квинтетов и т.д. А ещё Высоцкий говорил: а ты выйди на сцену с гитарой и покажи, что у тебя есть за душой. «За душой» было у немногих, поэтому, видимо и звучали довольно неплохие, надо признать, музыкальные пассажи и иногда — вокал.

Вадим Дмитриев (поселок Уральский Нытвенского района) года два назад исполнил на заключительном концерте фестиваля свою песню «Дрозд», где были такие строки: «Трель и мороз по коже, песня пылит, пылит. Каждый поет, как может, этот — как Бог велит». Пели-то как могли, за редким исключением, неумело. Ну не было у меня «мороза по коже», так, мурашки чуть-чуть побегали, когда пел Вадим дуэтом с Игорем Луценко (г. Тольятти).

Кстати, география участников фестивали как бы находится за пределами Перми: города и поселки Пермской области, Уфа, Челябинск, Белорецк: Всю Пермь представляли два-три автора и ансамбль «Акварель», поющий все так же профессионально, и гитара теперь у них приличная появилась, а не made in Kungur.

А вот ещё пример «высокого уровня»: трио из Челябинска исполнило песню польского автора Северина Краевского из репертуара Марыли Родович. Константин Красноперов (г. Краснокамск) «сочинил замечательную песню о Чечне», в которой такие строки: «...приеду домой — в ресторан закачу, отец обещал: «Жигули» мне подарит: Подругу мою до Москвы прокачу». В общем, все это было похоже больше на балаган, а не на авторскую песню. Авторов-то было: раз два и обчелся.

Хотел поделиться своим впечатлением с главным продюсером фестиваля, но найти его было практически невозможно — все приближенные к особе как сговорились: где-то здесь был, сейчас его видели. Они-то, может, и видели, а я, хоть знаю в ДК все ходы-выходы, не нашел. Зато в фойе продавали аудиокассеты и CD с записями лауреатов всех предыдущих фестивалей. Почему-то любители интересовались в основном кассетой, на которой есть «Каляка-маляка». А я подумал: для любителей попсы когда-то «Два кусочека колбаски» казались шедевром. Ну что ж, как говаривал Салтыков-Щедрин: «Кому нравится арбуз, а кому — свиной хрящик». Кстати, о том, что нравится. Ещё один «варяг» — гость из Тюмени Николай Старченков — спел: «...до чего же в марте... хочется... у-у... Песни петь для тех, кто нравится».

Нравится фестиваль, видимо, и Департаменту культуры и искусства областной администрации, Комитету по делам молодежи, Департаменту образования Пермской области, и, конечно, общественной организации «Авторский дом», чьими усилиями был организован фестиваль. Живет в Перми истинный знаток и любитель авторской песни — Наина Николаевна Окулова. Как-то она сказала: «Нам, жюри, приходится присуждать звание лауреата иногда лишь потому, что должен кто-то им быть». После первого фестиваля Наина Николаевна ни разу не посещала «30-е февраля».

P.S.: А на следующий заключительный фестивальный концерт я не пойду. Лучше потратить деньги не на билет за 40 рублей, а на бутылку водки. Включу дома Старжинского или Данского и буду наслаждаться за те же деньги, не теряя времени.

Сергей Светин
«МК в Перми», 3-10 марта 2004 г.


Дополнения к этому материалу.
  1. «Государь! Заполонившие Отечество инородцы мешают нам...»
    Из обращения членов «Союза Михаила Архангела» к Николаю Романову (1904 г.).
  2. «Если бы яйца действительно помогали голосу, то куриный зад заливался бы соловьем».
    Азербайджанская народная поговорка.

Михаил Богуславский

 
 

 Рейтинг ресурсов "Весь Екатеринбург"

 [an error occurred while processing this directive]

 Челябинский глобус

 

наверх    

© 1997-2001 Музыкальная правда
Использование материалов допускается только с разрешения авторов