На главную страницуМузыкальная правда
прелюдия -- начальная страница "музыкальной правды"
новшества -- новости музыкальной жизни челябинска и обновления в "музыкальной правде"
анонс -- ближайшие события музыкальной жизни
полный weekend -- рассказы о проведённых выходных
барды урала
всё это rock'n'roll
эх, залётные -- музыканты из других городов
скандалы
рассылка "Новости Музыкальной Правды"
web-обзор
закрома -- архив
песенник -- коллекция музыки в mp3 и realaudio
гостевая книга
ссылки на музыкальные ресурсы
найти  
 

полный weekend koi win dos iso mac lat

архив
<< 12.11.1999 <<
>> 14.01.2000 >>
9 декабря 1999

версия для печати

Золушек -- полон двор, принца нет... (Часть первая)

Писать о современных направлениях в искусстве вещь неблагодарная.

  1. Широкий круг почитателей различных направлений при фразе "современное искусство" брезгливо воротит нос, будто в этих словах скрыт какой-то "нехороший" подтекст

  2. Господа искусствоведы тоже очень настороженно относятся к подобным проявлениям бурной фантазии.

  3. Сами художники (художники = Мастера) очень нервный и легкоранимый народ и если ты скажешь, что тебе что-то не понравилось, ты рискуешь нажить себе смертельного врага.

  4. СМИ, в целом, замалчивают подобный аспект творчества, потому что оно не рассчитано на массового читателя (зрителя, слушателя), а для СМИ потеря клиентуры просто невыгодна.

Чем хорош Интернет, так это тем, что над тобой нет "большого кулака", а чем хорошо быть редактором Интернет-издания, так это тем, что ты сам есть этот пресловутый кулак. И когда кто-то скажет: "Это никому не нужно!", можно с гордостью ответить оппоненту: "Это нужно мне!"

Не хотел бы показаться назойливым и чересчур сухим, но за последнее время меня пару раз очень покоробили не выступления (!) и замалчивания весьма очевидных вещей. ГОСПОДА! Прошел фестиваль современного искусства, и это осталось без внимания СМИ. Почему? Да разве мало людей в миллионном городе, которые могли бы заинтересоваться этим замечательным трехдневным действом?! Ведь для нашего города, неизбалованного подобного рода мероприятиями, это сенсация.

Хотя┘ А может это и к лучшему. Андеграунд может оставаться собой, пока он борется за существование, пока ему выкручивают руки и пинают по ребрам, пока он непризнанный гений. А когда его признают, то получается помпезно-провокационное празднование очередного 200-летия, растянувшееся на полгода.

Иногда хочется перестать быть обыкновенным человечком, занятно чувствовать себя Духом. Именно это и получилось (с моей точки зрения) во время фестиваля. А что это я: "Фестиваль, фестиваль!" Название есть! Причем очень доброе: "Культурные герои XXI века или В поисках Золушки".

Редкий обыватель города Ч. знает, где находится музей природы Южного Урала. А между тем, этот музей дал старт программе челябинского современного искусства. Было очень странно оказаться в одном помещении, где наравне с чучелами зверей находятся шедевры местных авангардистов. Слово "шедевр" не содержит и толики издевки. Произведения воистину можно ставить в один ряд с любым мировым шедевром. "Члены Политбюро, катающиеся на крокодиле"! Да ради одного этого полотна можно было устраивать выставку. А философское произведение Льва Иосифовича Гутовского "Муза его увяла", а индустриализованный "Механический пес" Демченко и Пашнина, собранный из кроватных шарниров и грызущий кость-гантелю! И таких произведений десятки. Замечу, десятки, не похожих друг на друга творений Непризнанных Мастеров.

Что-то в последнее время стало чрезвычайно много всяких буржуйских словечек: перфомансы, консалтинги и прочие лизинги стали просто неотъемлемым явлением русского языка. Так и на "Золушке" я узнал еще одно словечко - инсталляция. То есть, слово я знаю давно, но еще ни разу не слышал его применяемым к представлению, наверное, это тоже что-то такое┘современное. Итак, инсталляция Льва Гутовского! Название забавно -- "СПС-Склад". Лев Гутовский, Николай Важенин, Евгений Демченко - герои этой части трехдневной культурной программы. Выставка проводилась на территории "Гостиного двора". Господа, когда я подходил к месту назначения, я не переставал удивляться. Вокруг меня были абсолютно неизвестные места, не челябинская архитектура. Я дышал не нашим воздухом. Это был соленый, влажный воздух города на Неве. Спасибо организаторам фестиваля еще и за такие прекрасные переживания┘ Из-за угла выворачивает Гутовский с красной повязкой дружинника и бутылкой водки. За ним следуют все ценители современного искусства. Склад оказался настоящим┘ складом. Он, конечно, был благоустроен, стояли софиты и прочая мудрая аппаратура. Но склад - остался складом. И это как нельзя лучше подчеркнуло то место, в котором находится современное искусство.

На первом этаже показывали видео и киноматериалы (что интересно, кино крутили на восьмимиллиметровой пленке, с использованием старейших технологий - кинопроектора "Украина"). Все стояли, затаив дыхание от восторга (может, и не все, а только я один - не знаю). Все было очень свежо, занимательно и очень необычно. Куда там хваленому и сытому "КиноМаксу"!

Лев Иосифович очень удачно выбрал здание для своего проекта: побеленные каменные стены, переплетенный железные конструкции и разнообразные решетки. Ощущение старого Питера меня не покидало ни на минуту. Особенно очаровательно было стоять, смотреть фильм, а сверху, по железным листам время от времени, прогремят шаги людей, которые пошли смотреть вторую часть "инсталляции". Последуем и мы за ними!

Железная лестница гулко отзывается на шаги, видимо ей очень грустно и она хочет излить свои чувства человек, пусть и постороннему. Подъем по лестнице окончен и вот┘ Второй этаж я для себя окрестил "кунсткамерой". Залитые мертвенно-синим светом, безмолвно стоят стеллажи-клетки (помните, раньше таких много стояло в магазинах). Поражает обилие банок, которые стоят в этих "решетках". Подходим ближе и инстинктивно отшатываемся┘ В банках плавают части кукол. Вот нога, вот рука, голова, неестественно большими глазами, смотрит на нас из-за толщи стекла и воды. Скажу честно, я задержался там, для меня это было потрясение! Сначала я решил, что это просто выходка, которой хотели испугать, раздразнить. Но чем дольше я стоял у этих страшных аквариумов, тем больше я понимал в этой ужасной затее. То, что я вам рассказываю - нужно пережить, иначе этого понять нельзя. Ведь это, правда, очень жутко видеть законсервированные игрушки! Если такие игрушки, значит такие и дети┘ Оставляю вас "один на один" со своими мыслями. Все эта композиция называлась "Молчание ягнят". Автор Лев Гутовский.

Люди не торопятся выходить из этого чудного склада. На улице холодно, а в складе ушам тепло. Так что вполне можно жить. Но труба зовет дальше. По программе следующий пункт: переход с территории склада на "Гостиный двор". На нем будет проходить поминальное "Пространство с двумя могилами и ассирийской собакой" Льва Гутовского (Памяти А. Сохи и Ю. Белянина). Сознаюсь, шел с большой неохотой. Холодно на улице и думы одолевают: а не рвануть ли сразу на рокеров! Но судьба ко мне была справедлива - остановила дитя неразумное. За что ей земной поклон. Ибо следующий час стал для меня самым памятным за весь фестиваль.

Фестиваль "Культурные герои XXI века или В поисках Золушки" очень глубоко обогатили мои познания географии родного города. Оказывается, переход, где и проходило нижеописанное действо стоит еще со старых времен. Раньше это был кусочек здания пивоваренного завода. Под крышей находятся большие железные балки. По заверениям представителя "Гостиного двора" на этих балках стоит клеймо великого заводчика Демидова. А казалось бы, центр города!

Сумрак, ниша с одиноко стоящими людьми, рядом с ними свешиваются два больших тела с красными лапами: то ли летучие мыши, то ли курицы, достигшие небывало большого размера. Маленькая полочка в камне, на которой стоит портрет Александра Сохи и горящая свеча. На "демидовской" балке висят два матюгальника (громкоговорителя, какие бывают на вокзале), из которых льется божественно-красивая, но одновременно с этим разрывающая душу своим вселенским одиночеством, мелодия. Песня, напетая старым нищим негром. Песня, обработанная симфоническим оркестром, а на подпевках Том Уэйтс. Это было великолепно. Если мне случится найти эту пластинку, то я буду неимоверно рад.

Следующим этапом фестиваля был так называемый парад лучших челябинских рок-групп в "Козле". То бишь, в ДК МВД - и чего это его так обозвал народ, не понятно. Положение рок-менов (и вуменов) в челябинском музыкальном мире чрезвычайно странное: они и не стоят в оппозиции к популярной музыке (примером тому "Пятая власть", "Резиновый дедушка", пресловутый Гарри Ананасов), но и постоянно от рокеров можно услышать заявление о своем противостоянии устоявшейся культуре. Когда я начинаю сравнивать два соседних города (Челябинск и Екатеринбург), между которыми всего-то навсего 200 километров, то волосы у меня встают дыбом. То, что у них считается средним - у нас носят на руках, то, что у них считается прогрессивным - мы склонны охаивать. Не замечаем мы, как правило, бревен в своих глазах.

Рок-концерт оставил у меня достаточно сумбурные впечатления. Во-первых, в зале было прохладно, если не сказать, что стоял откровенный дубак. Когда группы играли на сцене, то я поражался их мужеству - играть в таком "холодильнике" на гитарах, можно приравнивать к величайшему мужеству. Во-вторых, количество пришедших на концерт было до того ничтожно, что даже стало стыдно за непришедших (и это при цене билета в 10 рублей!). Группы же, которые играли на концерте, вызвали у меня различные оценки. У всех музыкальный материал очень нервный, с накалом, но сыроват. По крайней мере у большинства из выступающих групп. И все достаточно заметно нервничали - ну, естественно, от этого концерта зависела судьба группы. Москва звала в свои улочки Золушек - баловниц судьбы. Но для этого нужно было ухватить фортуну за изумительно-красивый хвост, а он был представлен Николаем Дмитриевым. "И кто его знает, чего он моргает┘"

"Киты" на этом концерте были другими, нежели обычно. То ли холод сказался, то ли испугались они подавляющего своим величием Дмитриева, но сыграно ниже их обычного уровня. И стало мне за них обидно. Все-таки любимцы мои, так сказать. Моя функции на этом концерте сводились к следующему: сидел, набирался впечатлений, чтобы поведать позже об этом нашей читающей аудитории и отбирал для себя интересные группы, чтобы предложить им полонить собой группы, представленные на нашем web'е. На момент окончания выступления "Китов" я понял, что им такого предложения не последует.

"Тишина", казалось бы давно играет на челябинской индепендент-сцене, но команда на большого любителя. Когда очень долго идут медитативные песнопения, то волей-неволей они приедаются и никаких хороших впечатлений после этого не остается. Поразило, что наконец-то появилась первая местная группа, в которой на барабанах сидит и стучит девушка. Не сказать, что очень хорошо, но и не плохо - средненько. Но я остался глух к их творчеству, но может я ничего и не понимаю в этом направлении музыки. Виновен, смиренно каюсь.

Сколько я ходил на рок-концерты за два последние года, но нигде мне так и не удалось услышать две группы: "Квазимода" и "Центр Тяжести". Причем люди хорошо разбирающиеся в "музыке бунта" (именно так была названа одна из первых советских книг о роке, из которой я почерпнул выражения, типа: "Животные", "Двери", "Бит-Жуки" и много других прелестных словечек). Но возвратимся к нашим рокерам. И та, и другая группа были указаны в проспекте фестиваля в рамках этого концерта. Я, предвкушая это, радовался, но и одновременно опасался. А как обманули? И окажутся они, вместо интересных и динамичных команд, обычными серенькими и заурядненькими. Но все же есть на свете высшая справедливость!

"Квазимода" оказалась мужским трио (насколько бывает трио в роке), играющее нервно-пульсирующую музыку - гранж. Курт Кобейн, покинувший нас и ушедший в мир иной, может гордиться своими последователями-челябинцами. Ой, гарнi хлопцi! Потрясли мое воображение. С задором, драйвом и немалым энтузиазмом. Я даже преисполнился восхищением к этим ребятам (бывшим студентам Челябинского Государственного Института Искусства и Культуры, что немаловажно). К моему великому облому некоторые попевки были исполнены на буржуазно-маргинальном языке. Но в общем я был уже готов пойти к ребятам и переговорить с "Квазимодами" о создании их представительства в Интернете, как┘

Современный искусствовод, Alex McIlove

архив
<< 12.11.1999 <<
>> 14.01.2000 >>
9 декабря 1999

 
 

 Рейтинг ресурсов "Весь Екатеринбург"

  

 Челябинский глобус

 

наверх   [an error occurred while processing this directive] 

© 1997-2001 Музыкальная правда
Использование материалов допускается только с разрешения авторов