Песни нашего века - 2
Перед Новым годом я имел неосторожность написать о проекте "Песни нашего века". Перечитал на досуге свое творение и пришел к выводу, что пора бы написать и вторую часть статьи, если уж вышла вторая часть проекта. К слову сказать, недавно по РТР показали концерт, который был приурочен к выпуску этой самой, второй, части.
Кассетные рассуждения.
Мне стало совершенно очевидно, что хороших бардовских песен слишком много. Когда я дослушал эту кассету, то мне стало не по себе: слишком малую часть смогли вместить в себя "Песни нашего века -- 2". Разве Матвеевы (обе), Крупп, Митяев не заслужили войти в серию? А сколько песен у Сергея Никитина, которые поются хором за столом! Почему же нет этих (и многих других) авторов?
Но сам диск произвел на меня исключительно приятное впечатление. Как мне показалось, команда подошла к подготовке диска с большой любовью. Перед Сергеем Яковлевичем Никитиным я вообще хочу преклонить голову: аранжировки просто чудные. Заставить такой большой хор петь слажено -- это подвиг. Тронуло, что не было навязчивой соло-гитары. Вроде бы все очень просто, без лишних технических и эстетских сложностей, а получается абсолютно чарующее звучание. Спасибо Никитину еще раз.
Цель Проекта - привлечь внимание общества к новым народным песням, то есть той сравнительно небольшой части самодеятельных (авторских) песен, которая, по мнению участников Проекта, уже стала фольклором. (цитата с официального сервера "Песни нашего века")
Некоторые огорчения принес выбор репертуара. Я не считаю некоторые песни "песнями века". Так, кимовская песня "Отважный капитан", мне кажется неуместой среди шедевров Булата Шалвовича. Очень тяжело принять мнение "песенниковнашеговека", что "Охотный ряд" -- это просто таки песня, которая является песней для массового пения. Опять же, я не могу признать и "Песню о собачке Тябе" за песню века. Прошу учесть, что все эти песни я люблю с самого детства и пою, но не могу сказать, что их подхватывают как другие песни, представленные на этом диске. Ну, не являются они народным фольклором, хоть ты тресни.
Зато весь остальной репертуар, подобранный для второй части проекта, вызвал у меня сверхположительные эмоции. Спасибо бардам за Окуджаву. Настолько все проникновенно спето, что конкретно на этих песнях наворачивается слеза. Положительным моментом стало появление песен Евгения Клячкина, которых так не хватало мне на предыдущем компакте. И егоровские "Дожди" являются, по моему мнению, жемчужиной на этом диске.
Еще мне показалось, что Высоцкого не стоило включать в этот проект. Владимир Семенович сам по себе самодостаточен -- лучше него, все равно, никто не споет. Опять таки субъективизм сквозит, но... Ощущение такое, что песни подбирал уважаемый Сергей Яковлевич Никитин, который перепел весь этот материал еще со своими кварто-квинтетами еще в 60-х и 70-х годах.
Но сам по себе диск оказался НУЖНЫМ. Ах, если бы вы знали, как много людей именно с этих дисков начали открывать для себя многогранный жанр авторской песни. Так пусть же пишутся новые диски в этой серии, а авторы пишут песни, которые когда-нибудь может быть войдут в золотой фонд авторской песни и в сборник "Песни нашего века-222".
Телевизионные впечатления.
Концерт "Песен нашего века" состоялся в престижной "России". Я не думал, что концерт бардов в таком дорогущем зале способен собрать такую многочисленную аудиторию. И это замечательно, что люди находят время и деньги (!), чтобы в наше нынешнее нелегкое время посещать подобные концерты.
Теперь непосредственно о тех, кого я увидел на сцене и то, что они там делали. Мне не нравится, когда выходят десять человек и встают в горизонталь. В театральном искусстве это считается самой простейшей и примитивной мизансценой. Не выигрышно она смотрится -- это точно.
Все время меня выбивало из колеи то, что концерт проходил "под фанеру". И когда кто-нибудь из солистов среди душевной песни не в тему открывал рот, меня все время передергивало. Либо "в живую" писаться нужно, либо у попсарей (типа Киркорова :) учиться. Но, как мне кажется, это не лучший вариант. Тем более, все это стало заметно, когда игрались не дисковые вещи: "Спляшем, Пегги, спляшем", "Брич-Мула". Разительно отличалось и по уровню звука, и по исполнительскому мастерству.
Положительная сторона: зрители. Когда видишь такие лучезарные глаза, то хочется жить и творить. Ради того, чтобы вот такие же простые люди смогли когда-нибудь спеть и твои творения. Зал -- стал украшением всего концерта. Приятно, все-таки, смотреть на одухотворенные лица.
Вот такие вот дела на нашем музыкально-песенном фронте. Спасибо за то, что вы все это дочитали. На сегодня -- все.
Alex McIlove