На главную страницуМузыкальная правда
прелюдия -- начальная страница "музыкальной правды"
новшества -- новости музыкальной жизни челябинска и обновления в "музыкальной правде"
анонс -- ближайшие события музыкальной жизни
полный weekend -- рассказы о проведённых выходных
барды урала
всё это rock'n'roll
эх, залётные -- музыканты из других городов
скандалы
рассылка "Новости Музыкальной Правды"
web-обзор
закрома -- архив
песенник -- коллекция музыки в mp3 и realaudio
гостевая книга
ссылки на музыкальные ресурсы
найти  
 

барды урала koi win dos iso mac lat

архив
<< 16.05.2000 <<
>> 19.07.2000 >>
14 июня 2000

версия для печати

Паруса Ильменского фестиваля

Вот мы и собрались снова на поляне, перед которой гордо реет парус на сцене-корабле. На "мостике" стоит капитан и отдает команды. Заслышав звуки его команд, хочется вспорхнуть в небо, и лететь навстречу солнцу, дождю, воле, потому что эти команды -- песни. Да вы и сами знаете, что бывает, если вдруг, внезапно услышишь хорошую песню. Не зря человек поет в любой ситуации: когда хорошо -- поет, когда плохо -- тоже поет. А песни, летящие из-под паруса, призывают "в унисон стучать сердца", настраивают на добро и понимание.

Не зря авторская песня -- явление, которое сколько не пытается быть классифицировано, но все равно остается загадкой. Даже понятие "этой песне" никто не может дать точно. Как кажется вашему покорному слуге, это оттого, что АП в первую очередь идет от души, а душ одинаковых нет. Поэтому и получается такая неразбериха.

Настоящий союз поющих сердец и душ случается крайне редко. И одно из таких мест, где случается такое слияние -- это фестивали авторской песни. Самыми основными по России на данный момент являются два: Грушинский и Ильменский. Но если Грушинский -- это действительно фестиваль, который уже вышел за рамки нашей страны, то Ильменка -- это младшая сестренка Грушинского. Младшая, но не менее почитаемая многими любителями самодеятельной песни.

"Я несла свою беду
По весеннему по льду..."
(В. Высоцкий)

XXIV Ильменский Фестиваль авторской песни прошел в минувшие выходные (9-12 июня 2000года) и собрал около 8-10 тысяч человек. Казалось бы, этот факт может только радовать публику, но оказывается все не так просто. Ильменка -- это некий срез, по которому можно судить об обстановке в стране ("скажи мне, кто приехал на фестиваль, и я скажу, что происходит в России"). А обстановочка еще та!

На моей памяти это первый фестиваль, на котором было столь большое количество краж (я бы сказал -- мародерства, потому что воровство процветало в те отрезки времени, когда люди уходили на концерты и оставляли палатки без присмотра). Драки в пьяном виде были тоже не редкостью. Все эти отвратительные проявления людской слабости приходились, в большей мере, на подростков, которых на этой Ильменке было великое множество.

Самое печальное то, что эта проблема не решаема. Ильменская поляна находится за полчаса ходьбы от Миасса, а это значит, что любой человек без особых усилий может попасть на фестиваль. Есть кардинальное решение: перенести фестиваль, но в нынешней экономической ситуации это не является выходом.

"Даже когда несносна, почти ужасна,
Жизнь, говорю я, жизнь все равно прекрасна!"
(Вадим и Валерий Мищуки)

Несмотря на все сложности, Ильменский фестиваль это праздник для всех тех, кто приехал послушать любимые старые и совсем новые песни, услышать незнакомых людей и спеть для других. Многие съезжаются на фестивали потому, что только там можно встретить своих старых, проверенных друзей из далеких регионов России. А таких людей на Ильмены приезжает предостаточно: Уральский регион слетается во всем своем великолепии, Москва и Питер, Самара и даже далекая Канада.

Силы, представленные, на Ильменке всегда были очень сильными, ходит даже такая фраза: "Грушинский фестиваль -- это заявка в мир АП, а Ильменка -- кузница кадров для Грушинского фестиваля". Этот год не стал исключением из правил. На фестиваль приехало очень много талантливых людей, которые хотели быть услышаны (так, по предварительным данным, предварительно прослушивание прошло около 300 человек). Фестиваль показал всем такие таланты, как Рамиль Бадамшин (г. Уфа) -- лауреат в номинации исполнители, Елена Бушуева (г. Екатеринбург) -- дипломант в номинации "Авторы", дуэт "Листвицы" (г. Долматово) -- лауреатство за авторство и исполнительство.

Жюри на прошедшем фестивале было солидным и внушающим доверие. Председателем жюри был Михаил Вейцкин, известный своей работой с такими талантливыми людьми, как Олегом Митяевым , Петром Старцевым, Юрием Гариным и Еленой Щибриковой (последние двое вошли в состав жюри). Имена остальных членов жюри у читателей "Музыкальной правды" также на слуху: Андрей Крамаренко, Александр Вольдман, Раиса Нурмухаметова. Жюрил участников Александр Исаев (участник "Грушинского трио"), Лариса Петровна Коробицина (один из самых давних и почитаемых Ильменских жителей), Татьяна Фоменко (автор мелодии к неофициальному Ильменскому гимну).

Большая сцена блистала талантами и салютом, которым организаторы фестиваля открыли Ильменку-2000. Но сколь не великолепен был фейерверк, чуткие людские сердца и души, несущие добро людям, мне понравились больше. Для меня большим открытием стало "Грушинское трио". Его я слышал только на магнитной ленте и мне еще тогда "Трио" очень нравилось, но "живьем" -- это нечто незабываемое. Такой богатейший репертуар классики жанра АП! Кстати, о "классике". Меня очень насторожил тот факт, что Визбора, Окуджаву, Дулова, Дольского, Кима, Клячкина, Кукина и других родоначальников самодеятельной песни, на прослушивании поют все меньше и меньше. По-моему, это не вполне оправданная тенденция отхода от традиций. Для многих, кто приезжает на фестиваль, настоящие БАРДЫ -- это Митяев и Киреев (видимо из-за их популярности). Но поймите же, это только последние капли дождя, который, в основном, пролился в 60-е и 70-е годы.

Большую работу проделали организаторы "Лесной площадки" (это альтернатива основной площадке Ильменского фестиваля). Как правило, слушать получасовые выступления различных людей на малой сцене, гораздо полезнее для души, чем пара песен, которые звучат с большой сцены. Но самое главное -- это атмосфера "Лесной площадки". Здесь нет того пафоса, который присущ основным концертам, здесь все просто и по-домашнему. В гостях у "Моримоши" (а это именно они готовят эту площадку и отвечают за нее) бывают разные люди: как маститые авторы и исполнители, так и совсем новые люди в жанре авторской песни.

Не забывают организаторы и народную мудрость о том, что здоровый дух -- в здоровом теле. Одновременно с двумя площадками работала спортивная площадка, которая предоставляла всем желающим свои услуги. Желающих оказалось немало. Проводились соревнования по армрестлингу, перетягиванию каната, гирям, волейболу и прочим увеселительно-спортивным видам отдыха.

Маленьких и подрастающих любителей самодеятельной песни тоже не бросают на произвол судьбы. Для них проводятся традиционные концерты-конкурсы "Поют туристята" (до 12 лет) и "Наша смена" (от 12 до 18 лет). На прошедшем фестивале имел место факт, что лауреатов этих двух конкурсов выпустили во взрослый концерт. Так что дети, приезжающие на фестиваль, не остаются в стороне от происходящего.

Бальзамом на сердце был возрожденный лесной кинотеатр, в котором по вечерам, после концертов, показывали фильмы Евгения Садакова -- известного кинолетописца Ильменского фестиваля. Фильмы были настолько ко времени, что временами слезы наворачивались на глаза оттого, что нынешние люди стали другими: не такими наивными, чистыми и добрыми как были раньше.

Ильменский фестиваль стал для многих людей одной из составляющих их жизни. Без этого "людского братства" им станет тоскливо и невыносимо одиноко. А как же иначе! Ильменка -- это слет авторской песни, песни, которая теснейшими узами повязала людские души. Песни, в которой являются нам те человеческие ценности, которых так недостает в нашей нынешней будничной жизни. Плыви дальше, Ильменский корабль, несмотря на все штили и бури, которыми полно житейское море. Пусть полнятся твои паруса песнями и гитарными переборами. Долгого плавания!

Александр Выростков

Материалы распространению не подлежат. Для использования в своих целях требуется уведомление автора.

архив
<< 16.05.2000 <<
>> 19.07.2000 >>
14 июня 2000

 
 

 Рейтинг ресурсов "Весь Екатеринбург"

 [an error occurred while processing this directive]

 Челябинский глобус

 

наверх    

© 1997-2001 Музыкальная правда
Использование материалов допускается только с разрешения авторов